«Это наша с тобой биография»

21.05.2016

26

Автор: Ирина Шабалина

«Это наша с тобой биография»

«СГ» предлагает читателям — ветеранам самарских предприятий, работавших в годы войны на оборону, делиться своими воспоминаниями, фотографиями, другими свидетельствами истории 40-х. Ждем откликов по тел. 979-75-85.

Ветеран войны, почетный ветеран подшипниковой промышленности Юлий Моисеевич Кверель — благодарный читатель и давний партнер нашей газеты. В прошлом году мы публиковали его письма, в которых он рассказывал, с фактами и цифрами, об огромном вкладе куйбышевских заводов в дело Великой Победы. Недавно ветеран вновь принес свои материалы в редакцию и напомнил: в этом году мы отмечаем 75-летие с тех дней, как Куйбышев стал запасной столицей страны. Сюда были эвакуированы дипломатические миссии, Большой театр и множество заводов из западных областей. А потому давайте больше рассказывать на страницах газеты об этой огромной и важной вехе в истории страны и нашего города. Чтобы юное поколение знало и изучало урок беспримерной по масштабам эвакуации, а ветераны делились своими воспоминаниями и фотографиями, документами, если таковые у них остались.

Юлий Моисеевич уже внес свою лепту: в распоряжении редакции появились и его записи, и редкие фотоснимки. С 1942 по 1947 год он работал на заводе №24 (потом «Моторостроитель», ныне ПАО «Кузнецов»), с 1942 по 2007 год — на подшипниковом заводе: 65 лет трудового стажа! И все последнее время ветеран собирает материалы о годах эвакуации.

— Я в своих записках рассказываю о том, как в июле 1941 года главный инженер Московского 1-го государственного подшипникового завода был направлен в Куйбышев для выбора базовой площадки под эвакуацию предприятия. Как в рекордные сроки разворачивали производственные мощности, трудились день и ночь не покладая рук. Как принимали и выхаживали под-шипниковцы привезенных в город изможденных ленинградцев, переживших блокаду. Рассказываю о людях, бесконечно преданных своему делу, — делится собранной информацией Юлий Моисеевич. — Забывать никак нельзя, это суровый и великий урок истории.

Вот отрывок из воспоминаний ветерана. «В сентябре 1941 года технический руководитель цеха авиационных подшипников 1-го ГПЗ Александр Васильев возглавил эвакуацию важнейшего цеха в Куйбышев. И уже 10 января 1942 года наш город начал собирать авиаподшипники. Параллельно утепляли корпуса бывших интендантских складов. Полировали и собирали подшипники и мастера, и сам начальник цеха Васильев. Главный конструктор завода Григорий Андросов лично проверял готовую продукцию. Изделия заворачивали в промасленную бумагу и тепленькими еще отвозили на сборку моторов на безымянский завод №24. За трудовой подвиг в начале 1943 года Васильев, Андросов, главный инженер Герц Лурье были удостоены Сталинской премии. В 60-е годы Александр Васильев был уже замминистра автопрома СССР. И когда вручал куйбышевскому заводу авиационных подшипников на вечное хранение знамя Государственного комитета обороны, заплакал. Он, как и тысячи заводчан, все пережитое пропустил через свое сердце».

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации