Возрожденные из пепла

11.07.2012

110

Автор:

Возрожденные из пепла

История на колесах, или Вторая жизнь ретроавтомобилей

«Смотри, смотри какая!» Вслед за детским возгласом чуть ли не все пассажиры маршрута №2, выворачивая шеи, уткнулись в автобусное окно.

Она вызывающе сияла ярко-красным кузовом с хромированными деталями и манила теплом просторного кожаного салона. «Победа» 1955 года выпуска, явно побывавшая в умелых руках реставратора, казалась невиданным чудом в пестром потоке разношерстного городского транспорта. Это было 6 мая, канун Дня Победы. А по улице Полевой двигались участники автопробега, организованного в честь памятной даты региональным отделением ДОСААФ России. Было среди них и несколько самарских ретроавтомобилей, о чем вечером сообщили в телевизионных репортажах. Мы встретились с инициатором создания самарской региональной общественной организации «Клуб ретроавтомобилей» Борисом Коценко. Кстати, у него есть своя «Победа», в этом году она станет участницей шоу в Бобровке в ряду других раритетных автомобилей.

АВТОХЛАМ ИЛИ КАПИТАЛ?
Не так давно привычные глазу силуэты стареньких «Волг», «Москвичей» и даже «Побед» были неотъемлемым атрибутом самарских дворов. Сегодня не часто встретишь ржавеющего на обочине заслуженного ветерана советского автопрома, страстные коллекционеры чуют раритет моментально…

Сегодня все больше людей в России увлекается реставрацией и коллекционированием старых машин. Для одних это ностальгия по временам детства и юности, для других — повод для гордости и порой прибыльный бизнес. Ведь редкая машина или авто с эксклюзивной историей — это хорошее вложение денег, и, в отличие от современных прототипов, они со временем только дорожают. Говорят, что большинство раритетных авто «ушли» из Самары еще в 90-е — 2000-е годы, когда их активно скупали москвичи.

У Бориса Коценко несколько иная мотивация привязанности к старинным автомобилям: «Увидишь заброшенное авто — хочется его в добрые руки пристроить». Кроме того, его интерес к ретро-автомобилям основывается на любви к родной истории: «Поддерживаю патриотическую тему, поскольку считаю, например, наши ГАЗ-20 «Победа» и ГАЗ-21 «Волга» вершинами отечественного автопрома среди массовых автомобилей!»

Первую свою «Победу» он как раз нашел в одном из самарских дворов, долго к ней присматривался. Оказалось, у автомобиля Возрожденные из пепладлинная и путаная биография -его не раз перепродавали. Борис намучился с оформлением, долго возил по мастерским, где многие советовали просто сдать автомобиль на металлолом. Побывала в его руках и еще одна раритетная модель — ГАЗ-69. Саратовские автослесари отремонтировали полусгнившую рухлядь, превратив «советского вояку» в настоящего франта: заменили две жесткие лавки для солдат мягким задним сиденьем от BMW, обитым светлой кожей, колеса взяли от джипа, подобрали новенький двигатель, но главное — крыша газика превратилась… в сцену. С которой, кстати, вел комментатор прошлогоднее шоу в Бобровке.

ТАК УЖЕ НЕ ДЕЛАЮТ!
Сейчас в гараже Бориса Коценко — редкая «Волга» 1958 года выпуска, ГАЗ-21 с советской символикой на решетке — «Звездой Жукова». Именно легендарный маршал отвечал за выпуск первой серии этого автомобиля. Предыдущий хозяин родную решетку с «Волги» продал (она сегодня в цене), пришлось покупать еще один списанный автомобиль, чтобы восполнить недостающую деталь. У «старушки» почти все родное: кузов, двигатель, бампера, ламповый приемник, руль с оленем в центре. Вот надо еще заменить одну лопнувшую рессору и можно в путь! Садишься в салон такой «Волги» и начинаешь понимать этих неугомонных ретролюбителей. Ощущение большого пространства, а при движении — счастья и поразительной безмятежности! Автомобиль, несмотря на свой солидный возраст, удивительно комфортный.

Сейчас рекомендованный срок эксплуатации нового автомобиля пять-семь лет, — говорит Борис. — А раньше делали так, чтобы хватило на всю жизнь. И о людях думали, и за престиж страны боролись. Поэтому те, кто бережно ухаживал и содержал свои машины в хороших гаражах, ездят на них до сих пор!

ВОСКРЕШЕНИЕ ПО-САМАРСКИ
Конечно, в такой сохранности остались единичные экземпляры, большинству ретроавтомобилей требуется серьезная реставрация, которую язык не поворачивается назвать просто ремонтом. Чаще это напоминает процесс воскрешения из мертвых.

Возрожденные из пеплаМы в одной из самарских автомастерских, где берутся в том числе и за реставрацию старых автомобилей, точнее, их салонов. Во дворе переливается лакированным блеском и заморскими изгибами «бьюик» — «гангстерский» автомобиль 30-х годов прошлого века. «Привезли, как обычно, хлам, — вспоминает его историю мастер Максим Заводчиков. — Задача владельцами была поставлена приблизить как можно точнее к оригиналу, вот и заказывали материал из Москвы. Каркасы внутри оказались пружинные, набиты ватой, деревяшки все сгнили, вытряхивали внутренности как старое покрывало. Сделали все, что было можно. Дали машине вторую жизнь».

Коллекционеры ретроавто делятся на две категории. Первые предпочитают оригинальность автомобиля, а все нововведения называют «колхозом». Вторые с легкостью «заряжают» старый автомобиль самой современной начинкой — от мощных двигателей до климат-контроля. Соответственно, и в реставрации тоже два подхода. Наиболее простой — навели внешний лоск, а внутренняя начинка наполовину — от чужих авто. Второй путь — вернуть машине первозданный вид — требует и больших усилий, и больших вложений. В этом случае над одной такой «игрушкой» работает целая бригада, и не один месяц: каждую железку нужно зачистить «в ноль», потом грунтовка, покраска, полный восстановительный цикл. А где и как заказать оригинальные детали, которые нигде уже не выпускаются? Да и материалы этих деталей тоже впечатляют: как вам руль из слоновой кости? В общем, это хобби не из дешевых, не случайно большие солидные коллекции раритетных автомобилей собирают весьма состоятельные люди и держат их вдалеке от любопытных глаз. Это и понятно, тем более если у автомобиля окажется персональная история и ездил на нем какой-нибудь «большой человек».

Возрожденные из пеплаНо и просто придать старому авто достойный вид тоже чего-то стоит. Так, за ту же реставрацию салона самарские автомастерские меньше чем за 50 тысяч вряд ли возьмутся, а полное восстановление авто обойдется уже от двухсот тысяч рублей. И это цветочки по сравнению с московскими ценами, где и автосервис специализированный, и финансовые возможности у людей другие. С другой стороны, всегда найдется кустарь-умелец «дядя Вася», который восстановит свою «красавицу» с нуля, да еще «почти что даром»…

Сколько сегодня в Самаре ретроавтомобилей? На этот вопрос вряд ли можно получить вразумительный ответ. И пока не часто увидишь в транспортном потоке странные очертания ретроино-странца или подзабытые контуры ветеранов советского автопрома. Но как заметил один из владельцев ГАЗ-21, «есть у меня «Вольво», но ведь никто на меня на нем внимания не обращает. Когда же еду на «Волге», смотрят все. В Самаре современным дорогим авто уже никого не удивишь».

СПРАВКА "СГ"

у кого есть ГАЗ-21:
Владимир Владимирович Путин, Президент РФ; Дмитрий Анатольевич Медведев, председатель Правительства РФ; Михаил Кротов, полномочный представитель Президента РФ в Конституционном суде; Виктор Зубков, бывший первый заместитель председателя Правительства РФ.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

1 комментарий

Алексей

Статья хорошая, но с ценами на реставрацию и про дядю Васю это перебор🤣 в прошлом веке может быть так и было, но не сейчас) а вот про количество ретро транспорта и то что все скрыто от посторонних глаз это точно)))) у меня у самого 80 едениц ретро техники с 30х годов. и знают о них только очень близкие люди. Борис, удачи в востановлении, если что понадобится на волгу обращайся, есть такая же 58 года))))

28.06.2021 в 18:42

Комментарий появится после модерации