Ухожу с табором

04.06.2012

72

Автор:

Ухожу с табором

Куда идут ромалэ

Два поля на флаге — синее и зеленое, а соединяет их колесо. И катится оно под синим-синим небом, по земле, покрытой яркой зеленью. Флаг принадлежит выходцам из Индии, цыганам. Взгляните на флаг Индии, и вы увидите в них сходство. Впрочем, оно не только во флагах…

Общие черты у этих двух народов безусловно есть, но у каждого из них — свой неповторимый колорит. Вольными жителями мира назвал цыган Пушкин. Только своих «Цыган» он написал в первой четверти девятнадцатого века. Что изменилось с тех пор? Вольны ли наши современники? Чем дышат? К чему стремятся?

ЦЫГАНЕ ШУМНОЮ ТОЛПОЮ ЗА ПАРТЫ ШКОЛЬНЫЕ ПОШЛИ…
Однажды до меня дошли слухи, что «цыгане шумною толпою» отправились не по Бессарабии кочевать, а совсем по другому маршруту — за парты школьные пошли.
Приезжаю в школу. Так оно и есть. Вижу уникальный первый класс. Рядом с восьмилетними ребятишками за партами — подростки. Затаив дыхание, они слушают свою первую учительницу -Марью Михайловну Хабулову. Пытаюсь сосчитать учеников, но каждый раз насчитываю их больше, чем зачислено в класс. Марья Михайловна, глядя на мои попытки, улыбается: так оно и есть. Следом за братишками и сестрёнками в школу прибегают малыши.

Вот рядом с партой не шелохнувшись стоит пятилетний мальчонка и не сводит огромных чёрных глаз с учительницы. Точь-в -точь как Филиппок из рассказа Льва Толстого.

Эти ученики не перестают удивлять окружающих и за порогом школы. На дворе зима. Декабрь на исходе, а по улице, словно пытаясь удрать от мороза, стремительно летит ватага одетых почти по-летнему мальчишек и девчонок… Их совсем не огорчает то, что у них нет ни зимней одежды, ни обуви. Главное — они учатся! А расстояние в два километра (до школы и обратно) при таких обстоятельствах — сущий пустяк.

Идем с Марьей Михайловной в табор. Только ни кибиток, ни шатров в нем не оказывается. Дома стоят. Необычные. Сколоченные из чего попало (даже фанера в ход пошла). Во многих из них вместо стёкол в окнах целлофан. Но это уже дома. Отапливают их буржуйками. Ребятишки дрова по всей округе собирают.

Старая цыганка Земфира говорит мне, что оседлая жизнь ей нравится больше:

— Что было раньше? Мы кочевали, и дети за нами повсюду ходили. Пойдем гадать, и они с нами. Грамоты совсем никакой не было. Я неграмотная. Расписаться не умею. Вместо росписи крестик ставлю.

На месте жить лучше. Хочу, чтобы мои дети и внуки по-другому жили.

Как вы, например. Почему бы и нет? Мы русские цыгане. Мы одной с вами веры. И ваших, и наших детей крестят в одной церкви.

Хорошо мне запомнились не только слова Земфиры, но и то, как дети с воодушевлением скандировали в школе:

— Мы — это Россия!
К выводу, что дети обязательно должны учиться, в таборе пришли единодушно. И в отдел образования Куйбышевского района Самары (школа административно подчинялась ему) цыгане отправили своего представителя с просьбой отыскать возможность для обучения детей. Так 159-я школа, расположенная в поселке Яицкое Волжского района, приняла пополнение. Это было в 2000 году.

ЕЩЁ ОДНО ЗАВЕТНОЕ ЖЕЛАНИЕ
А в 2001-м я узнаю ещё об одном заветном желании цыган. В редакцию приходят Николай Горохов и Василий Кутенков,
председатели цыганских организаций, областной и городской, и говорят, что цыгане хотят иметь газету. Ведь у других диаспор давно есть свои издания. Просят, чтобы «Самарская Газета» им помогла в этом. Главный редактор Сергей Рязанов предлагает мне заняться цыганской газетой. Я, не раздумывая, соглашаюсь. И нисколько об этом не жалею. Так впервые в нашей области появляется цыганская газета «Романи Дума» («Цыганский совет») — приложение к «Самарской Газете».

Цыгане радуются: у них теперь тоже есть своё издание! Им завидуют собратья в других регионах. А «Самарская Газета» обретает новых подписчиков. Ребятишки уже знакомого мне табора вслух читают газету своим неграмотным родителям.
Благодаря первым выпускам «Романи Дума» одноимённая городская цыганская общественная организация, созданная в 1999-м году (возглавляет ее Василий Кутенков), выигрывает грант Европейского центра по защите прав цыган. «Романи Дума» получает финансирование и где-то с осени 2004 года после некоторого перерыва начинает выходить вновь. Одновременно у самарских цыган появляется возможность встречаться и обсуждать самые насущные проблемы не только с представителями цыганских организаций России, но и стран ближнего зарубежья — Украины, Белоруссии. Проводятся интереснейшие семинары: ведь на них говорят о наболевшем.

В мире, как известно, насчитывается около десяти миллионов цыган. Примерно двадцать тысяч из них проживают в нашей Самарской области. И многие проблемы, надо подчеркнуть, отражаются здесь как в малой капле воды. Главная из них — предвзятое отношение к цыганам.

ВОЛЯ ПОНЕВОЛЕ

Ухожу с таборомВ 2002 году 159-ю школу неожиданно закрывают! Якобы из-за разморозки отопительной системы. На самом же деле ничего серьезного с отоплением не происходит. Аварию и её последствия, по словам специалистов, можно устранить максимум недели за две. Но всех учащихся, кроме цыганских детей, распределяют по другим школам. На произвол судьбы бросают лишь цыганят. Их не принимают ни в одну из школ.

— Марья Михайловна, зачем же ты школу закрыла? Разве мы себя плохо вели? — спрашивают дети, обнимая свою первую учительницу и с тревогой ища в её глазах ответ на свой вопрос.

Но Марье Михайловне и самой жаль своих черноглазых учеников.

Невероятно, но факт: больше трёх лет чиновники отбиваются. от цыганских детей. Придумывают самые разные предлоги, по которым их не пускают на школьный порог.

— У них регистрации нет! — заявляет, к примеру, один из чиновников.

Логика у него, конечно, железная: нет регистрации, нет человека, нет проблем. А вот чтобы помочь людям, нашим же согражданам, он и не думает… На помощь им в критический момент приходит заграница — тот же Европейский центр, находящийся в Венгрии: выделяет средства на оформление дома в поселке, в котором люди могли бы зарегистрироваться и получить в конце концов хотя бы медицинские страховые полисы.

ХЛЕБА И КНИЖЕК!
Цыгане, по сравнению с пушкинскими временами, в двадцатом веке оказываются не так уж и вольны. Создаются цыганские артели и колхозы. А в 1956 году Никита Хрущев издает специальный указ об оседлости цыган. Живи где живешь. И никакого бродяжничества. Перегибов встречалось немало, но советские времена цыгане вспоминают с особой теплотой: жить было легче. Да и дети могли беспрепятственно ходить в школу.

Для многих цыган ситуация ухудшается во время перестройки. Мужчины, главы семей, практически теряют возможность заниматься своим исконным ремеслом. Потомственные кузнецы, мастера по металлу, способные изготовить произведение искусства из куска железа, перебиваются случайными заработками. Тернист путь к новой жизни. Но несмотря на все лишения и невзгоды, цыгане никогда не забывают о духовных ценностях и продолжают свято соблюдать свои лучшие обычаи и традиции. На первом месте у них — вера в Бога и семья. Великолепное зрелище — цыганская свадьба. На счастливую жизнь молодых благословляют родственники и друзья. Подходят к ним с иконой и хлебом-солью. Особо мне запомнилось вот такое пожелание молодым: «Живите так, чтобы вас люди понимали и вы понимали людей!» Напутствия жених и невеста выслушивают на медвежьей шкуре, которая, согласно поверьям, изгоняет злых духов.

Как правило, у цыган послушные дети. Младших воспитывают в уважении к старшим. Там ребёнок не посмеет дерзить родителям. С детства приучают его заботиться о младших сестрёнках и братишках. Цыганские дети не закатывают истерик в магазинах: хочу это, хочу то! Они не избалованы.

Помню, как в посёлок привезли гуманитарную помощь. Ребятишки, смущаясь, поинтересовались, нет ли в тюках хлеба и книжек.

БОСИКОМ ЗА ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ
Пропустив несколько учебных лет, дети табора, находящегося в Яицком, наконец-то идут в школу. Но ведь для этого потребовалось вмешательство уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой, цыганской организации и «Самарской Газеты». 1 апреля 2005 года — для них волнующий момент. Именно в этот день для них распахиваются двери самарской школы № 52. Только радость оказывается недолгой. В следующем учебном году дети остаются без школьного автобуса. Расстояние до школы и обратно уже не близкое — десять километров. Дети постарше ходят в школу пешком. Встают на заре и отправляются в путь. Так они держатся до холодов. А потом не выдерживают. Босиком далеко не уйдёшь. Малыши пропускают весь учебный год.

Все приходит в норму лишь первого сентября 2006 года. Со школой детям просто повезло. Встретили их там как родных. Директор школы Ирина Юрьевна Преина и учителя — свои люди в таборе. Всех детей наперечёт знают. Никаких трудностей не боятся.

(Продолжение следует).

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации