Транспортная эволюция

24.09.2016

40

Автор: Оксана Воронина

Транспортная эволюция

  Почему трамвай «съел» конку и кто такие «ваньки», самарцам рассказали на открытой лекции.

На очередном занятии в лектории «Самарской газеты» с рассказом о развитии городского транспорта выступил историк Александр Житков.

Гужевая эра
Эпоха общественного транс- порта в Самаре начиналась с про- стой телеги. Самый известный ее вариант — это дрожки. Таким транспортом для грузовых и пас- сажирских перевозок в России ак- тивно пользовались уже с XIX века.

— Позже появляется то, что мы потом назовем «пролеткой», и в Самаре они были во множестве. Она по конструкции напоминала современную машину: у нее был кузов, более изящные колеса и тонкие рессоры. Вариаций у коляски и пролетки было множество: с поднимающимся верхом и открытые, с подушками и без, на четверых или двух человек. Те же, что были одноместными, назывались «эгоистками», — рассказал Александр Житков.

Самарские дороги до конца XIX века не способствовали изяществу. Грунт в старой части города был песчаный, поэтому коляски типа «визави» с тонкими колесами у нас вряд ли были. Зимой перевозили людей на санях. Хорошим тоном считалось, когда изнутри их отделывали бархатом, а в тон синей одежды извозчика была и накидка для пассажиров.

Извозчичье дело начало регулироваться еще во времена Петра I, когда перевозчикам стали выдавать патенты, потому к рубежу XIX-XX веков в этой профессии уже была четкая иерархия. Самых простых извозчиков называли «ваньками» (ударение на второй слог). С ними же связано понятие «зимники». Чаще всего это были крестьяне, решившие в зимнее время подзаработать в городе. Среднее и наиболее распространенное положение занимали «голубчики». По их виду уже было понятно, что это профессиональные извозчики. Они хорошо знали город, имели чистую и здоровую лошадь, опрятный возок. «Лихачи», как правило, имели и лошадей побыстрее, и плату за проезд брали больше. Выглядели они парадно, воротник их кафтана мог быть отделан хорошим мехом.

Извозчик имел форменную одежду — чаще всего синий кафтан с поясом, за ее отсутствие можно было получить штраф от
полиции, равно как и за парковку вторым рядом для высадки пассажиров и стоянку транспорта вне бирж — специальных мест для отстоя. В Самаре их насчитывалось около десятка, одна из них располагалась в районе площади Революции (Алексеевской).

Извозчиками были мужчины крепкие. Внушительности их виду добавляли ватные поддевы под верхнюю одежду. Это давало и зимой не замерзнуть, и защищало от пинков пассажиров, которые таким образом требовали начала поездки. Да и от буйных пассажиров помогало, ведь в обязанности извозчика вменялось скрутить нетрезвого буяна и доставить в полицейский участок.
Встречались в телегах на самарских улицах и экзотические животные, например верблюды. Использовались такие повозки чаще как грузовой транспорт.

Война конки и трамвая
Закат эры гужевого транспорта для Самары начинается с 1895 года, когда в городе появляется первая конка. Она представляла собой вагоны, которые по рельсам передвигали с помощью лошадей. Строили ее в Самаре бельгийцы. Расчетная скорость движения достигала 12 км/ч, но реально двигалась она вполовину медленнее. Интересно, что и такие скорости поначалу пугали самарцев. Первые несколько дней вагоны ходили пустыми, горожане просто боялись новинки. Тогда, как гласит самарский анекдот, в конке несколько дней перевозили солдат, чтобы показать населению: это не опасно. Проезд в конке стоил 25 копеек. Нередко зимой лошади не могли утащить полный пассажиров вагон по обледенелым рельсам, идущим вверх. Тогда людям приходилось подниматься в гору пешком.

Трамвай в Самаре запустили в 1915 году. Сразу же с момента запуска он стал конкурировать с конкой. Чтобы окончательно разорить ее, никак не желавшую уступать дорогу более скоростному транспорту (до 22 км/ч), их пустили по параллельным линиям. Трамвай, проезд в котором был, к слову, дешевле — всего три копейки, как и сегодня, ходил по улице Фрунзе (Саратовской), а конка — по параллельной Дворянской (ныне ул. Куйбышева). Битва эта продолжалась до 1918 года, пока конка совсем не исчезла с улиц Самары.

В 1920-х годах один из авторов «Золотого теленка», Илья Ильф, скажет, что в нашем городе всего два трамвая. На одном из них значилась надпись «Площадь Революции — Тюрьма», а на другом — «Площадь Советская — Тюрьма». На самом деле депо располагалось, как и сегодня, неподалеку от тюрьмы в районе улицы Полевой. Однако маршрутов было больше. Отдельная ветка шла вдоль набережной. Небольшая линия вела к заводу Фон Вакано. Еще одна на товарный двор в районе нынешней Арцыбушевской. Трамвай приходил и на площадь перед вокзалом. Перед драмтеатром было разворотное кольцо. Ветка уходила и в Мещанский поселок, который располагался на месте нынешнего рынка «Караван».

— Трамвай и спустя 100 лет ходит по тем же самым путям в исторической части города. Маршруты проектировались так, чтобы улица Полевая была центром, от которого в разные стороны расходятся пути, — рассказал Александр Житков.



Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации