Самарские конструкторы рассказывают о пуске ракеты-носителя «Союз-СТ» из Гвианского космического центра

30.10.2016

96

Автор: Ирина Шабалина

Самарские конструкторы рассказывают о пуске ракеты-носителя «Союз-СТ» из Гвианского космического центра
Пять лет назад, 21 октября 2011 года, из Гвианского космического центра во Французской Гвиане состоялся первый успешный запуск ракеты-носителя «Союз-СТ», разработанной и изготовленной в нашем самарском РКЦ «Прогресс».

Это был главный результат многолетней совместной работы в рамках международного проекта «Союз» в ГКЦ». Самарские специалисты доказали: их знания, опыт позволяют выполнять самые сложные задачи международного уровня.

21 октября на «Прогрессе» за круглым столом собрались те, кто готовил совместную российско-французскую программу у нас в Самаре. Вспоминали былое, рассказывали об отличных рабочих, о человеческих взаимоотношениях с французскими коллегами… А через несколько дней Роскосмос официально заявил о возможной приостановке поставок ракет-носителей «Союз» во Францию. Причины — и политические, и финансовые. Самарские специалисты очень надеются, что ситуация разрешится, она ни в коем случае не умаляет достижений долгосрочного российско-французского сотрудничества в области космонавтики.

Начинали… с тысяч документов и спецсловаря терминов

— Французская сторона разрабатывала всю строительную часть проекта, объекты инфраструктуры космодрома, а наша российская отвечала за ракету-носитель и все наземное технологическое оборудование, которое находится в контакте с ракетой, а также строила мобильную башню, — вспоминает заместитель генерального конструктора — главный конструктор по средствам выведения АО «РКЦ «Прогресс», руководитель первого запуска самарской ракеты-носителя из Гвианского космического центра Дмитрий Баранов.

— В начале проекта мы работали под руководством генерального конструктора Дмитрия Ильича Козлова. Команда. Сильная и целеустремленная. Это и было залогом наших успехов. Много сил вложил в реализацию этого проекта генеральный директор Александр Николаевич Кирилин, — отмечает заместитель начальника отдела Андрей Сидоренко. — Обсуждение вопроса началось еще в 1995 году, тогда сотрудники предприятия впервые посетили Гвианский космический центр. Наша страна уже была открыта, шел обмен опытом по самым разным направлениям, в том числе и ракетно-космическому. Решение о сотрудничестве состоялось на уровне правительств двух стран. К нам приезжал президент Франции, чтобы увидеть Самарский космический центр. Проект получил финансовую поддержку, и совместная работа началась.

— С 1998 года мы начали совместно прорабатывать техническую часть. С 1999-го на «Союзах» запускались иностранные космические аппараты, и французы убедились в надежности нашей ракеты, — рассказывает начальник отдела по разработке и эксплуатации технических комплексов Александр Железнов. — Почему потребовался столь длительный срок до первого пуска? Мы работали по своим нормативным документам, у французских специалистов были несколько иные процедуры. Нам на первых порах даже казалось, что у них излишние требования по безопасности. Но, общаясь с зарубежными партнерами, мы поняли: так правильно.

На том этапе, вспоминают самарские участники подготовки проекта, было разработано и выпущено несколько тысяч (!) документов по порядку проведения всех работ, обеспечению качества и надежности, отслеживанию хода работ, правилам ведения документации. Даже был разработан специальный словарь терминов, чтобы обе стороны максимально понимали друг
друга.

Ракета плыла по Атлантике

В конце июля 2008 года во Французскую Гвиану прибыла первая партия российского оборудования. В августе начались монтаж и пусконаладочные работы.

— В первый раз наша самарская ракета-носитель плыла морем. По земле ее доставили до Санкт-Петербурга, оттуда началось морское, затем океанское путешествие до побережья Южной Америки, — уточняет интересные нюансы Дмитрий Баранов. — Предстояло преодолеть около десяти тысяч километров. Ракета-носитель перевозилась блоками. Кстати, блоками она доставляется и на космодромы Байконур, Плесецк. Что касается нашего сотрудничества с французскими коллегами, 15 пусков с начала действия программы «Союз» в ГКЦ» уже произведено, одна ракета сейчас находится во Французской Гвиане, еще две планировали отправиться в такой же океанский путь к экватору.

Исторический старт

Первая ракета-носитель была отправлена за океан строго в сроки, которые оговаривались контрактом. Но полетела она только через два года. В 2010-м прибывший в Гвиану расчет самарских специалистов провел техническое обслуживание, включил и
проверил все оборудование. В мае 2011 года был проведен первый этап проверки стартового комплекса: вывоз ракеты-носителя, испытания без заправки компонентами топлива.

21 октября 2011 года состоялся исторический старт.

— Тот первый пуск, конечно же, был напряженным, психологически очень тяжелым. Его отложили на сутки из-за технического
сбоя при заправке. Он планировался 20 октября. Но затем, 21-го, все прошло благополучно, — рассказывает заместитель главного конструктора по средствам выведения Александр Черевань.

— На первом запуске ракеты с российского космодрома Восточный в апреле этого года напряжение было таким же. Что ж, новые объекты, новые условия, — проводит сравнение Дмитрий Баранов. — Но это наша работа, наша ответственность.

Для истории наверняка будут интересны такие космические параллели: в ночь с 25 на 26 апреля 2016 года состоялся очередной старт самарской ракеты-носителя с космодрома Куру, а через два дня — первый исторический старт с космодрома Восточный. В космос также отправилась ракета, на которой могло быть написано «Сделана в Самаре».

— Мы стараемся всегда и везде подчеркнуть, что мы — специалисты Самарского ракетно-космического центра, — акцентирует Андрей Сидоренко. — Наша фирма известна во всем мире, мы стараемся подтверждать наши успехи делом.

Этапы большого пути

Июль 1998 года: принято решение о создании рабочей группы по вопросу строительства стартовой площадки для ракеты-носителя «Союз» на Куру.
Май 2002 года: подписан протокол Соглашения между Арианэспас, Росавиакосмосом и АО «Старсем» по созданию системы запуска РН «Союз» на Куру.
Июнь 2002 года: Совет министров стран — членов Европейского космического агентства принял политическое решение о создании космодрома для РН «Союз-СТ» с РБ «Фрегат» в Гвианском космическом центре.
Сентябрь — декабрь 2002 года: самарское «ЦСКБ — Прогресс» участвовало вместе с несколькими ракетно-космическими организациями и объединениями в разработке первой фазы эскизного проекта космодрома.
Декабрь 2002 года: бригада специалистов, в составе которой были и сотрудники самарского «ЦСКБ — Прогресс», провела первые рекогносцировочные работы на космодроме Куру.
Май 2003 года: на уровне Европейского космического агентства принято решение о финансировании проекта.
7 ноября 2003 года: подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о долгосрочном сотрудничестве в области создания и использования ракет-носителей и размещения ракеты-носителя «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре.
2004 — 2006 годы — подписаны контракты на проектирование и создание мобильной башни обслуживания стартового комплекса, комплекса запуска и других объектов.
Июль 2008 года: прибытие во Французскую Гвиану первой партии наземного оборудования комплекса запуска «Союз».
Ноябрь 2009 года: прибытие во Французскую Гвиану первых двух РН «Союз-СТ».
21 октября 2011 года: успешный первый пуск РН «Союз-СТ-Б».
16 декабря 2011 года: успешный пуск РН «Союз-СТ-А». Таким образом, комплекс запуска «Союз» полностью введен в строй.

Читайте также:

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Общество

Как домашние животные спасают брак и снижают стресс

«Мы испытываем чувство близости, когда смотрим в глаза своему питомцу или гладим его»

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 марта 2024 года

Рассказываем о нововведениях, которые вступили в силу этой весной

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации