Они существовали!

03.02.2012

28

Автор:

Они существовали!

Макаронные фабрики по производству пороха и ракетно-лодочные заводы

Мой визит отвлек Георгия Евгеньевича Фомина, бывшего заместителя генерального конструктора ЦСКБ «Прогресс», от путешествия по бескрайним просторам Интернета. Видимо, стереотипы настолько крепко засели в моей голове, что я немного растерялся и, забыв про утвержденную тему интервью, выдал первый «оригинальный» вопрос.

— Какие сайты чаще всего посещаете?

— Ну, во-первых, у меня дочь блогер. Ее ЖЖ читаю регулярно. Каждый день просматриваю сайты космической тематики: новости, запуски ракет, исследования. Казалось бы, сегодня масса информации в свободном доступе, а мы все равно мало знаем об этом. Пресса как-то все больше о неудачах пишет. Обидно, конечно. Вот этот «Фобос».  Сейчас о нем на каждом углу кричат. А в это время летает, и, насколько я знаю, успешно, спутник «Спектр-Р» с уникальным телескопом под названием «Радио-Астрон». И никто о нем не говорит. Летает на геостационарной орбите метеорологический спутник «Электро-Л». NASA пишет: «Самые лучшие снимки Земли получают с этого спутника». А узнаешь об этом только на англоязычных сайтах.

— Вы по-английски читаете?

— Нет, функцией «перевод страницы» пользуюсь. Качество, правда, не бог весть какое получается. Но понятно, о чем речь идет. Ошибок много смешных получается. Дословно не вспомню заголовок… Но вроде такого: «Состоялся первый запуск ракеты «Зенит-ЗФ», перевели как «Зенит-ЗФ» потерял девственность» (смеется).

Честно говоря, именно в этот момент я окончательно отложил в сторону все подготовленные заранее вопросы. Передо мной сидел задорный, молодой душой человек, в свои неполные 80 лет легко осваивающий сканеры, ноутбуки и «эти ваши интернеты». Рухнул миф: мол, пожилые люди боятся всего нового, озлоблены на жизнь, только и делают, что ворчат на кухнях и вспоминают, что «раньше и вода мокрее была»… А пройдемся-ка мы по мифам, по мифам об СССР например, решил я.

— Очень много сейчас придумывают про Советский Союз лишнего. Взять хотя бы гонения на церковь. Они, конечно, были. Но вот, помню, в 1950 году приехал в Москву поступать в институт.
А недалеко у станции метро «Сокол», на Ленинградском шоссе, стояла Всехсвятская церковь. Представьте, на Пасху на два квартала туда очередь выстраивалась. И никто никого не разгонял, не арестовывал. А ведь это еще при Сталине было.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО


— И размах шпиономании с тотальной засекреченностью всего и всех сильно преувеличен. Вот, например, космические аппараты «Фотон» и «Бион». На них уже в конце 70-х годов устанавливались зарубежные приборы. Производились они во Франции, Германии, государствах из вражеского лагеря.


— Ну как же.? Я вот в 1985 году поступил в институт в Куйбышеве. Нас первым делом повезли на экскурсию по городу. Проезжаем мимо очередного завода:
— А что здесь производят?
— Фотопленку и сковородки, — не моргнув глазом, отвечает экскурсовод.
У всех шок:
— Как такое может быть?
— В Куйбышеве вообще-то глупо спрашивать, что производят на заводе.

— Я детям, когда они маленькие были, рассказывал, что игрушки делаем.

— Дети ладно, а друзьям? Ведь разговоры о работе — без них никак не обойтись.

— А для них была версия про самолеты. Но опять же в конце 70-х начали пускать журналистов на завод. Примерно тогда же появилась официальная версия: мы разрабатываем и изготавливаем космические средства национального контроля за соблюдением договоров и соглашений об ограничении стратегических вооружений.

ПЕРЕКУЕМ МЕЧИ НА ОРАЛА

— Правда, что чуть ли не вся советская промышленность была «заточена» под военные нужды?

— Ну, не знаю насчет всей. Но примеров таких много. Я, например, со студенческой скамьи знал, что большинство заводов сельхозмашиностроения производят боеприпасы. Я учился на факультете вооружения, а тогда системы чертежного хозяйства на разных заводах были разные. Свои отраслевые стандарты. У Туполева, Илюшина — свои стандарты, у артиллеристов — свои, а у производителей боеприпасов — свои. Причем последние совпадали со стандартами, принятыми в сельхозмашиностроении. Такая система сложилась еще до войны.
Кстати говоря, ракета «Тополь» была разработана в бывшем НИИ №1 Министерства сельского хозяйства.

— Логично, тополь же. Растение.

— Ну да. А вот макаронная промышленность — это производство порохов. Потому что технология производства макарон, замес теста и продавливание его в матрицы, совпадает с технологией производства порохов. Поэтому когда выходили новые сорта макарон, я знал: приняли на вооружение новые пороха. И в случае необходимости макаронные фабрики могли быть быстро мобилизованы для производства порохов.

— Получается, что, наблюдая за макаронами, игрушками и прочими безобидными вещами, можно было составить представление, что происходит в оборонной промышленности?

— Поэтому тот уровень секретности, который сейчас считается излишним, был оправдан.

ПЕРЕКУЕМ ОРАЛА НА МЕЧИ

— Но была и другая сторона. Военные заводы выпускали гражданскую продукцию. Практически все радиоприемники, телевизоры, стиральные машины, холодильники выпускались оборонными заводами. Вот холодильник «Бирюса» — Красноярский завод Министерства общего машиностроения. Харьковские оборонные заводы — телевизоры «Березка», «Мелодия». Львовский радиотехнический завод — там делали электронное оборудование для ракет и телевизоры «Электроника». Наш завод «Экран» выпускал телевизоры «Концерт».
24-й завод выпускал лодочные моторы «Вихрь», а вся Волга была запружена нашими катерами «Прогресс».

— Так оборонным заводам разнарядку сверху спускали на выпуск продукции?

— На каждый рубль оборонной продукции оборонный завод должен был выпускать на рубль товаров народного потребления. А что выпускать, на чем специализироваться — должны были решать сами.

— И когда это началось?

— По-моему, при Хрущеве. Когда ликвидировали, правда, не надолго, отраслевые министерства и ввели совнархозы — промышленные предприятия переподчинили региональным властям. Так что Хрущев не только полстраны отдельными квартирами обеспечил. Масштабное производство бытовой техники также при нем началось.

— Тогда вот еще одна легенда. Эту самую бытовую технику в СССР разрабатывали так: привезут с Запада какой-нибудь фен, разберут, скопируют кое-как и запускают в производство.

— Да даже если и так. Весь мир друг у друга заимствует, и не только идеи. Американцы закупили в России два типа ракетных двигателей — НК-ЗЗ кузнецовские и РД-180 фирмы Глушко.


Теперь там производят двигатель AJ-26 — это модификация двигателя НК-ЗЗ, лицензированная в США. А двигатели РД-180 выводят в космос ракеты «Атлас». В ноябре 2011 года марсоход весом почти в тонну в полет отправили на наших двигателях. И никого это не смущает, мы только гордимся тем, что у нас еще в 70-80-е годы были разработаны такие двигатели, которые и сейчас востребованы одной из самых технологически развитых стран мира. А вот за сколько продали -это другой вопрос.

— Наверное, страшная коммерческая тайна.

— Тайна? (смеется) Да сейчас в Интернете все можно найти.

А ЕСЛИ СЕРЬЕЗНО…

— У меня еще с детства осталось ощущение, что конец 50-х — начало 60-х — это самое счастливое, самое лучшее время в истории СССР. Не для государства. Для людей. Я, конечно, по фильмам судил: «Девчата», «Высота», «Весна на Заречной улице». Простые человеческие истории. Их могли экранизировать и в Голливуде, и в Болливуде.
А вы как себя в то время ощущали?

— (Долго молчит) Я вам расскажу, что такое свобода и как человек ее ощущает, эту свободу. Я сейчас, если бы работал, был бы гораздо менее свободен, чем тогда.

Сегодня эта свобода преподносится как возможность проголосовать за того или за другого кандидата. А я свободу и тогда, и сейчас воспринимаю по-другому. По-бытовому. Когда я работал, если я не пьянствовал, не прогуливал, не нарушал закон, честно исполнял свои обязанности, меня никто не имел права выгнать с работы. Но, допустим, задался начальник такой целью. Начались придирки, сочинили какие-то основания. Тогда увольнение нужно было согласовать с профкомом, в комиссии по трудовым спорам. А там были разные люди. И простые рабочие, и начальники. И коммунисты, и беспартийные. И они должны прийти к консенсусу, как сейчас говорят. Я почему об этом так подробно говорю? Понимаете, я был защищен. И поэтому чувствовал себя свободным. Кто сейчас себя так чувствует?

Сегодня же человека могут уволить в любой момент. И эта угроза висит как Дамоклов меч. Разве может он чувствовать себя свободным? Что бы там ему ни рассказывали про свободное голосование на избирательном участке. Ведь человеку в жизни-то в первую очередь что нужно? Нужна семья, работа, зарплата, жилье. А меня на площадь зовут. Кто на площадь ходит? Кому делать нечего. Ксения Собчак.

Два с половиной часа мы проговорили с Георгием Евгеньевичем. Прощаясь, я еще раз извинился за то, что в прошлой публикации к его фамилии по ошибке приписали имя и отчество другого, не менее знаменитого, сотрудника ЦСКБ «Прогресс».

— Да я так и понял, — засмеялся Георгий Евгеньевич. — Бывает. Главное, что в самой статье ничего не перепутали. А Михаил Федорович Шум — замечательный человек. Вам обязательно надо написать про него в «Самарской Газете».

И мы непременно напишем.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации