Нужны ли Самаре «окна жизни»?

23.11.2011

23

Автор:

Нужны ли Самаре «окна жизни»?

Так называют бэби-боксы, установка которых активно практикуется за рубежом, а в России пока только обсуждается.

Хотя не только обсуждается. В Краснодарском крае, например, уже закупили пять чешских бэби-боксов, где матери смогут анонимно оставить ребенка без вреда для его здоровья. О возможности появления таких специализированных «младенцеприемников» сегодня говорят в Питере, Перми. Подобные контейнеры для подкидышей больше десяти лет назад появились в Германии, а затем распространились по всей Западной Европе, Японии, Канаде… «СГ» решила выяснить, как относятся к подобной идее в Самаре.

ТАК ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Бэби-бокс — специальный контейнер с кроваткой-колыбелью, вмонтированный в стену больницы или социального учреждения. Примерная стоимость такого устройства 1,5 тысячи долларов. Женщина может открыть дверцу капсулы с улицы и положить туда нежеланного ребенка. Причем рядом нет ни камер наблюдения, ни охраны (таким образом обеспечивается анонимность). После того как она закроет дверку бэби-бокса, у нее будет 30 секунд на размышление. Потом замок камеры блокируется, и в больницу или роддом подается сигнал. Малыша осматривают специалисты, сообщают о нем в полицию и органы опеки. Мать, оставившая ребенка (если у малыша нет телесных повреждений), при этом не несет уголовной ответственности.

«МЫ ПОЙДЕМ СВОИМ ПУТЕМ»

Сейчас любая женщина может официально отказаться от нежеланного ребенка прямо в роддоме. Однако бывает (и об этом сегодня нередко сообщают СМИ), когда мать предпочитает бросить ребенка на улице или даже… лишить его жизни.

Сторонники нововведения считают, что бэби-боксы не будут способствовать массовым отказам от детей, а лишь дадут шанс женщинам, желающим избавиться от ребенка тайком, не идти на преступление. Но у самарской службы семьи на этот счет другое мнение. Его выразила руководитель департамента семьи, опеки и попечительства Светлана Найденова:
— Мода на беби-боксы пришла к нам с Запада. Мы недавно обсуждали эту проблему. Во-первых, в Самаре не было случаев, чтобы новорожденных детей находили на улице и в помойках. Поэтому считаю, что нам устанавливать такие бэби-боксы не нужно. Это делает слишком упрощенной процедуру отказа от ребенка, а женщина должна почувствовать при этом свою ответственность. Самое главное, давайте не будем вынуждать наших женщин рожать в «сараях». Даже если кто-то не хочет оставлять ребенка, то может прибыть в роддом и там без документов роды примут квалифицированные специалисты.
Конечно, бэби-бокс — не панацея. Нужна в первую очередь профилактическая работа — с рабочей молодежью, студентами вузов и техучилищ, особенно проживающими в общежитиях. И в ней должны участвовать все, начиная от систем здравоохранения и образования, заканчивая правоохранительными органами. Но, пожалуй, главная миссия — у службы семьи.
— Насколько я знаю, такие установки недешево стоят, — говорит директор центра «Семья» Советского района Маргарита Шилова. — Мне кажется, что не стоит на это тратить деньги. Почему? «Неблагополучка» (неблагополучные семьи), с которой мы работаем, от этого никуда не денется. Может помочь прежде всего серьезная профилактическая работа с этими семьями, чем мы и занимаемся. На территории нашего района находится роддом больницы им. Семашко. Мы беседуем с каждой женщиной, решившей отказаться от своего ребенка. Если обратиться к статистике, то от 30 до 40 процентов детей, от которых пытались отказаться, удается вернуть в родную семью.

ПО ПЕРВОМУ ЗВОНКУ

В службе семьи разработан целый алгоритм работы с такими женщинами. Как только в роддоме появляется очередная «отказница», в ближайший районный центр семьи сразу поступает звонок. И уже через 15-20 минут в больницу приезжают сразу два специалиста: социальный педагог и психолог. Социальный педагог расспрашивает о семье, ближайших родственниках женщины и ее отношениях с ними. Тут же к разговору подключается психолог. Людмила Викторовна, психолог центра «Семья» Советского района, работает с мамами-отказницами уже десять лет. Сразу скажем, что с классическим «найденышем» она сталкивалась за все это время только однажды. Да и то отчаявшийся отец, от которого сбежала жена-кукушка, целый месяц героически пытался выкармливать малыша… хлебом, а потом принес его в центр «Семья»: «Помогите!» В основном же ее подопечные — отказницы из роддома. Кстати, роды в той же больнице им. Семашко принимают без документов.

— Очень часто решение отказаться от ребенка у женщины бывает ситуативное, — говорит Людмила Викторовна. — Много проблем навалилось, она оказалась загнана в угол… Очень важно помочь понять в этот момент, что она не одна в этом мире, снять напряжение, оказать поддержку. Социальный педагог выясняет все о семье, отношениях с родителями, спрашивает, помнит ли молодая мама счастливые моменты своего детства. И тут мне, психологу, важно поддержать разговор, на этой теплой волне помочь ей вспомнить, что именно семья дает человеку ощущение защищенности. Почему же надо лишать этого своего младенца?

Людмила Викторовна рассказывает, сколько нужно было приложить усилий, чтобы переломить отношение сотрудников роддомов к отказницам. Те раньше эмоционально отвергали таких женщин, переводили их в отдельные палаты, не давали прикладывать младенцев к груди. Сегодня положение изменилось. «Они поняли, что каждый из нас может оказаться в трудной жизненной ситуации, и не известно еще, как мы себя будем вести. Бывает, человеку просто не хватает эмоциональной поддержки».

Часто молодые мамы боятся ответственности за себя и своего ребенка. Нередко это молодые девушки, которые учились в интернате. Они не знают, что есть социальные гостиницы, кризисные центры, где им помогут восстановить документы, обучат элементарным навыкам ухода за малышом. Параллельно в работу с такой мамой включаются и органы опеки, которые связываются с родственниками, смотрят, насколько те готовы принять нового члена семьи. Нередко помогают с оформлением документов, иногда буквально за руку водят женщин по инстанциям. К примеру, была молодая мама, у которой не только паспорта, но и свидетельства о рождении не было. Если необходимо, помещают ребенка временно в дом малютки, чтобы дать мамочке время прийти в себя, решить свои насущные проблемы. Так, бездомную девушку (ее мать продала квартиру) вместе с малышом устроили в дом малютки, помогли оформить детские пособия. Она год там проработала, потом удалось получить комнату в общежитии. Случаются и курьезные вещи. Некоторые умудряются рожать по чужому полису. То сердобольная хозяйка квартирантку-мигрантку пожалеет, то, был случай, приезжая казашка родила по полису родной тетки, когда та уехала за товаром. Благо, фамилия одна… Пришли органы опеки взрослую женщину к ответу призывать, а та ни сном, ни духом… Пришлось ей справку из женской консультации брать об отсутствии беременности. Кстати, ребенка племянницы тетя усыновила.

Конечно, среди мам-кукушек женщины с самыми разными жизненными обстоятельствами. И в каждом случае нужно смотреть индивидуально: как можно помочь? По той же больнице Семашко, благодаря работе социальных служб, из восьми женщин-отказниц в этом году в трех удалось пробудить материнские чувства. Правда, впереди декабрь, а этот месяц традиционно богат на новогодние сюрпризы…

Но, согласитесь, тридцати секунд, которые дает на раздумье женщине бэби-бокс, все-таки слишком мало для принятия решения, о котором, возможно, потом будешь жалеть всю свою жизнь.

Мы поинтересовались у людей на улице, что они думают по поводу установки бэби-боксов

Всеволод, 32 года, психолог, молодой отец:
— Думаю, это не очень хороший вариант. И так в стране много беспризорных, безнадзорных детей. И если дать еще шанс избежать оформления документов, ситуации, когда врачи, люди в глаза тебе смотрят с презрением, хоть и чужие… Ведь тогда отказываться от ребенка будет совсем просто. Хотя бывает же, что младенцев выкидывают на помойку. И, знаете, этот аргумент может даже перевесить. Поэтому, в принципе, можно рассматривать этот проект. Но здесь важно, насколько бэби-боксы будут хорошо обустроены, безопасны для детей. Надо рассмотреть эту проблему в малых городах, деревнях… Ведь не всегда от детей избавляются только бедные люди… Необходимо серьезное исследование социально-психологических служб: кто чаще всего отказывается от ребенка , каковы тенденции, динамика этого явления… И уже исходя из этого принимать решение.

Антон, 19 лет, Олег, 20 лет, студенты:
— Нет, не нужная это штука. И так рождаемость плохая. Сейчас достаточно всевозможных средств, чтобы не рожать, если не хочешь. А детдома — это ужасно! Нужно просто приходить в школы, собирать девочек, показывать им страшные фильмы про аборты и детдома. Чтобы они понимали, какая ценность человеческая жизнь, и думали головой. А не так: развлеклись, а через девять месяцев — ненужный ребенок.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации