Маршрут-загадка: создать в красках

22.06.2012

39

Автор: Юлия Жигулина

Маршрут-загадка: создать в красках

Роман Михеев об этом мечтает. Он увлекся граффити еще подростком, и теперь это вполне состоявшийся художник.

И в его планах открытие уже третьей авторской школы

Московское шоссе, 306. За большим магазином сразу и не заметишь вывеску «Центр детского творчества «Спектр». Но подходя ближе, понимаешь: еще чуть-чуть — и попадешь совсем в другой мир. Во всю стену у входа в центр граффити: самолет, вокзал, троллейбус. Вроде бы самые привычные, но впечатление оставляют неизгладимое. Рисунки создавались учениками Романа, который преподает в центре уже не первый год. Да и сам уже достиг той степени мастерства, когда хочется применить свои умения наилучшим для города образом.

— Мне как человеку, который любит свой город и хочет, чтобы он нравился жителям и удивлял гостей, твой проект разрисовать Самару очень нравится. Расскажи подробнее о нем. Есть ли уже какое-то название? Или, может быть, маршрут?
— Нет, я думаю, в названии он не нуждается. Главное — цель. А для меня — это сделать Самару красивой, благоустроенной. И подойдут для этого буквально каждая улица и каждый двор. Особенным можно сделать любой забор, любую трансформаторную будку. Если говорить конкретнее… Как тебе такой вариант? Расставить по городу большие расписанные нами арт-фигуры. И специально под них придумать экскурсионный маршрут, альтернативный тем, по которым обычно провозят туристов. Начать можно от того же железнодорожного вокзала. Выйдя из здания, турист видит один арт-объект, подходит, чтобы рассмотреть получше, и видит указатели, где искать следующий. Пройти такой маршрут-загадку можно самостоятельно. Да и самарцам, я думаю, он будет интересен, может быть, кто-то узнает свой город с неожиданной стороны. Что за объекты? Не знаю. Это должен быть всплеск фантазии художника. Поэтому мне сложно в точности объяснить, как это будет выглядеть. Но могу сказать точно  — писать пейзажи мне неинтересно. Природа и без нас создает их. Скорее всего это будут сюжеты, которые вырисовываешь не за один раз, а долго развиваешь. Может быть, это будет целый фильм из кадров! В общем, все, на что только способна фантазия творческого человека.
Есть вариант и попроще — рисунки в подъездах. Они вносят в жизнь разнообразие и эстетически выглядят очень выигрышно. Правда, все это пока что держится только на энтузиазме райтеров. К сожалению, не все жильцы соглашаются на подобные эксперименты в своих домах.

— Насколько я понимаю, какой-то конкретной привязки к городу или улице при размещении этих арт-объектов не будет?
— Нет, привязка совсем не обязательна. Художника не нужно заставлять делать что-то. Он априори может писать где угодно: будь то лестница, дом или гараж.

— Но в этом случае как раз и возникает неприятие горожанами рисунков. Непонятные надписи на стенах — не лучшее украшение для них.
— Полностью согласен с тобой. И хочу сказать, что настоящие художники никогда не будут рисовать бездумно. Всех же родители воспитывали одинаково. Никто из моих знакомых не станет разрисовывать памятник архитектуры. Нужно понимать, что это история, что это создавалось для всех. Но гаражи, подстанции, стоящие посреди двора,
— почему бы их не превратить в уголки искусства? Люди к ним будут специально приезжать: самим посмотреть, показать друзьям, сфотографироваться, конечно. А уж если учитывать, что в 2018 году Самара может стать одним из городов, где пройдут игры чемпионата мира по футболу, то несложно представить, сколько туристов к нам приедет. И если они увидят эти арт-зоны, если увезут отсюда тысячи и тысячи фотографий с ними — о Самаре узнает полмира!

— А ты пробовал как-то объединяться с другими самарскими активистами, чтобы вместе делать масштабные проекты?
— Если вы имеете в виду во-лонтерство, то, честно говоря, я не считаю его в том виде, в каком оно у нас развивается, полезным делом. Если мне хочется бабушке помочь через дорогу перейти, я просто сделаю это, а не стану вступать в какое-то общество единомышленников. Если у человека в душе есть желание помогать, он это будет делать. Поэтому я всегда настороженно отношусь к проектам, когда организаторы предлагают нам краску взамен на рисунки. Если у меня есть желание сделать что-то на добровольных началах, я и без дополнительных организаций справлюсь. Так, мы разрисовали стены детских клубов и детдомов в Волжском районе, в Тольятти и в Самаре, конечно же.

— В Самаре у тебя уже есть две школы, где ребята учатся рисовать. Что дает тебе эта работа?
— Да, две школы уже открыты. На очереди — третья. В Тольятти. Подросткам хочется научиться рисовать, а мне нравится делиться своим опытом, знаниями. Многие из них ничего не знают о рисунке. Приходят с обгрызенным карандашом и набросками в тетрадях. Мы учим их уважать творчество других, учим дисциплине, аккуратности и различным техникам рисунка. Я бы не сказал, что эти уроки можно сравнить с занятиями в художественной школе: все-таки времени нужно гораздо больше на тренировки, чтобы набить руку. Но мы как можем помогаем ребятам и чувствуем отдачу. А чтобы поддержать интерес и попрактиковаться, привлекаем их, например, к коммерческим проектам, в которых нас приглашают участвовать. И сейчас у меня уже есть несколько учеников, которые вполне успешно занимаются росписью интерьеров.

— Все ребята рисуют в одной технике или в разных?

— Мы показываем им разные техники. А потом они сами выбирают, что им ближе. Кто-то стремится достичь наибольшей четкости и вырисовывает детали, кто-то, наоборот, предпочитает широкие мазки. Это так же индивидуально, как и подход райтера к своему рисунку. Один сразу видит, как лучше расположить рисунок, другому же сначала нужно подготовить эскиз, а потом пропорционально переносить его на поверхность.

— А стену у центра ребята сами расписали или это дело рук учителей?
— Это все ученики. Время от времени эти рисунки обновляются. Поверх одного появляется другой.

— Не жалко зарисовывать то, что было раньше?
— На самом деле искусство граффити в принципе недолговечно. К тому же ребятам надо тренироваться, а свободных поверхностей под рукой не так много. Поэтому они с пониманием относятся. А посмотреть, что было раньше, что рисовали другие, можно в фотоотчетах.

— Сколько лет среднестатистическому «первокласснику» в твоих школах?
— От девяти до двадцати лет примерно. Хотя для занятий граффити возраст не важен. Также как и пол. Я знаю прекрасного райтера Юлию Волочкову — она одна из лучших в Санкт-Петербурге.

Рисунок на стене центра высотой метра в два. Но Роман говорит, что у ребят просто руки пока не дошли до большей высоты. Придет время, и они покроют рисунком всю стену. Пожелаем им удачи!

СПРАВКА "СГ"

Граффити — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. к граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен.
Появление современных граффити можно отнести к началу 1920-х годов, когда рисунками и надписями помечали товарные вагоны, курсирующие по США. однако зарождение граффити движения в современном понимании связано с деятельностью политических активистов, которые использовали его для распространения своих идей. Также граффити наносились уличными группировками, чтобы пометить «свою» территорию.
к концу 1960-х стали повсеместно появляться подписи, так называемые теги. в это же время граффити стали чаще появляться в метро, чем на городских улицах. райтеры начали соперничать друг с другом, и смыслом их соревнования было написание своего имени максимальное количество раз во всевозможных местах.
к 1971 году манера исполнения тегов меняется, они становятся более изощренными и сложными. Это связано с огромным количеством граффити-художников, каждый из которых старался обратить на себя внимание. Соперничество райтеров стимулировало появление новых стилей в граффити. Художники усложняли сам рисунок, стремясь сделать его оригинальным.
Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах. Первыми отечественными граффитчиками считаются крыс (крис) из Яатвии и Баскет из Москвы. С 1980-х годов и до середины 1990-х граффити в россии носит эпизодический характер и только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать лавинообразно с популяризацией Интернета, а также с использованием граффити в шоу-бизнесе и коммерческих целях (реклама на Тв и в журналах).
Сегодня существует множество разных стилей и видов граффити. Это самостоятельный жанр современного искусства. во многих странах и городах есть свои известные райтеры, создающие на улицах города настоящие шедевры.

КСТАТИ

Заниматься граффити в России — это пока что дорогое удовольствие. За рубежом один баллончик краски стоит полтора-два доллара (примерно 64 рубля). В России он же обойдется в четыре с половиной доллара (около 145 рублей).

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации