Куйбышев - запасная столица: об эвакуации 1-го Государственного подшипникового завода

Сегодня День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны. 75-летие. И буквально через месяц одна за другой пойдут и другие круглые даты, рожденные той войной. Эвакуация в Куйбышев множества заводов и организаций, присвоение нашему городу статуса запасной столицы страны, прибытие из Москвы сюда, на Волгу, дипломатического корпуса… Сегодняшней публикацией «Самарская газета» открывает серию материалов о тех давних событиях. Это будут воспоминания и свидетельства очевидцев, подкрепленные историческими, архивными документами. Чтобы не стирались из памяти суровые страницы нашей истории.

Родоначальник производства по имени ГПЗ-1


Ветеран подшипниковой промышленности Куйбышева - Самары Юлий Моисеевич Кверель уже не раз предоставлял «Самарской газете» свои материалы-воспоминания об истории предприятий города. В преддверии 22 июня он принес в редакцию свои записи, фотографии об эвакуации из Москвы в Куйбышев 1-го Государственного подшипникового завода (ГПЗ-1). И напомнил, что сегодня, несмотря на множество реорганизаций и непростые для промышленности 90-е годы, в Самаре продолжают работать пять подшипниковых заводов: ООО «Завод приборных подшипников», ОАО «Самарский подшипниковый завод», завод авиационных подшипников и два малых предприятия в статусе филиалов. Но родоначальником всех этих производств по праву можно считать тот эвакуированный в начале войны ГПЗ-1.

Через месяц после начала боев фашисты стали наносить первые бомбовые удары по Москве, в том числе по 1-му подшипниковому заводу на Шаболовке. В плане защиты столицы эвакуация предприятия тогда еще не предусматривалась. А тут срочно 23 июля 1941 года заместитель главного инженера московского завода на один день прилетел в Куйбышев. Цель - определить территорию под срочную переброску предприятия. Выбор остановили на Линдовом городке, где располагались 130 казарм, конюшни, склады, а также на безымянском железнодорожно-ремонтном заводе («Сажерезе») с его отличной кузницей и литейным цехом.

По военному сценарию

8 сентября 1941 года в Куйбышев прибыл первый московский эшелон со специалистами и станками. А всего к нам в город за время эвакуации подшипникового производства пришло 18 железнодорожных эшелонов и два каравана барж по Волге. 

Производство конических роликооподшипников расположилось в дореволюционных бетонных пролетах «Сажереза». Непросто было переключаться с изготовления железнодорожных колесных пар и других вагонных комплектующих на танковые подшипники с применением шлифовки и полировки. Организовывали новые цеха: мелких серий, сборки подшипников из деталей, изготовленных в Линдовом городке. К производству первых танковых подшипников типа «7522» приступили 20 ноября 1941 года, а 21 ноября в Челябинск на сборку танков уже улетели первые три тысячи куйбышевских изделий. Всего же за ноябрь-декабрь 1941 года куйбышевцы собрали 52 тысячи танковых подшипников.

Трудовой подвиг для фронта, для Победы

По воспоминаниям ветеранов - инженерно-технических работников, в те месяцы домой они ходили только раз в неделю - помыться и переодеться. Все остальное время жили прямо в цехах и помещениях, отведенных под конструкторские кабинеты. И за станками люди показывали чудеса трудового героизма. Вряд ли это можно назвать преувеличением: куйбышевская продукция ГПЗ-4, ГПЗ-9 в 1941-45 годах во многом предопределила исход войны. Не зря заслуги этих предприятий были высоко оценены государством: на заводских знаменах - два ордена Ленина и орден Красной Звезды. К чести руководства подшипниковых предприятий и администрации города ныне на территории завода авиационных подшипников установлен монумент в память о трудовом и боевом вкладе заводчан в Великую Победу.

- Монумент установлен и на Самарском подшипниковом заводе, - уточняет Юлий Моисеевич Кверель. - А вот на внешних стенах двух проходных памятных досок нет. Надо восполнить эту недоработку. Разместить здесь доски, рассказывающие о вкладе безымянских подшипниковцев в победу над фашизмом. Пусть молодые знают о заслугах первых поколений заводчан. На досках предлагаю написать: «Самарский подшипниковый завод - СПЗ - организован в 1942 году на базе «Сажереза» - Самарского железнодорожно-ремонтного завода. Предприятия внесли большой вклад в Победу над фашизмом, а также в довоенное и послевоенное развитие нашей страны».

Послевоенная история

В 1946 году безымянский филиал ГПЗ-4 стал самостоятельным 9-м Государственным подшипниковым заводом. Он пережил своего «отца-основателя» - ГПЗ-4 закрылся в 2007 году.

На ГПЗ-9 после войны начали строить цех для производства сверхкрупногабаритных подшипников диаметром до пяти метров. Он начал работать на куйбышевской Безымянке в середине 50-х годов. Такие изделия уникальны. Сегодня, помимо Самары, они производятся только в американской компании Timken Company и шведской AB SKF. Ветераны вспоминают: «Как-то давно, на банкете в честь изготовления первых подшипников диаметром один метр, большой московский начальник сказал: «Такой крупногабаритный подшипник может быть сделан только в технически зрелой стране». Время показало, что нашим специалистам многое по силам. Они и военную эвакуацию могут провести в самые сжатые сроки, и производство на новом месте наладить в считанные недели, и технически сложную продукцию освоить на уровне мировых стандартов.

Факт

В канун войны на куйбышевском заводе «Сажерез» по заданию Кремля был организован засекреченный цех, где изготавливались минометы. Большие мощности литейного и кузнечного цехов загрузили производством гранат, мин, снарядов.

В годы войны, с 1941 по 1945 год, на Самарском подшипниковом заводе было изготовлено 2 млн танковых подшипников, что обеспечило ежегодное комплектование 30 тысяч броненосных машин. Помимо роликовых подшипников и комплектующих для железнодорожных вагонов, безымянцы изготовили 70 тысяч минометов, 5,5 млн штук снарядов, 2,5 млн гранат и 45 тысяч тонн снарядно-минного литья.
Дата: 21 июня 2016 , 12:01
699
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
Последнее из раздела Общество
26 июня 2017 , 17:56
114
Летом самарские зеленые зоны подвергаются "нашествию" вандалов
26 июня 2017 , 17:02
140
 
В конце апреля сотрудники УФСБ России по Самарской области задержали 23-летнего гражданина одной...
26 июня 2017 , 16:40
123
Этим займутся руководители школ и краеведы
26 июня 2017 , 16:25
169
Определился подрядчик по торгам на выполнение строительно-монтажных работ самарского аэропорта....
26 июня 2017 , 16:15
128
Жителей города приглашают обучиться этикету  и изготовить фамильный вензель.
26 июня 2017 , 16:09
211
Волжское войсковое казачье общество пройдет по маршруту казаков, участвовавших в Сибирском...
26 июня 2017 , 16:01
140
До наступления холодов ее разместят на самарской набережной
Выбор читателей
Выбор редакции
В ДТП погиб глава администрации Советского района Самары Владимир Сафронов
12 июня 2017
8913
2
Прощание состоится во вторник, 13 июня.
Самарский Белый дом дал комментарий по вопросу Владимиру Путину о лишении ветеранов денежных выплат
16 июня 2017
6766
2
 
В четверг, 15 июня, прошла «Прямая линяя» с президентом РФ Владимиром Путиным. По...
Трамвайную линию у нового стадиона пустят через тоннель
2 июня 2017
3957
Планируется, что в апреле 2018 года она будет сдана в эксплуатацию.
Главой ГУ МВД России по Самарской области стал Александр Винников
18 июня 2017
3802
Об этом говорится в указе президента РФ от 17 июня текущего года, который был опубликован на...
Киноизмышлизм. «Рубильник» - Игра в кино (17+)
16 июня 2017
456
После череды блокбастеров в кинотеатрах наступило временное затишье, и в целом это хорошо,...
Самара 130 лет назад. +20 днем и без осадков. Шутки торговцев Троицкого рынка. Кто такие саврасы и горчишники
16 июня 2017
887
1
Каким был наш город в 19 столетии. Как развивалась Самара и что волновало наших предшественников
Турниковый фитнес: как заниматься спортом в Самаре бесплатно
14 июня 2017
464
Здоровый образ жизни все увереннее входит в моду. Все больше людей стремятся быть красивыми и не...
Путеводитель. Едем в Шигонский район, часть вторая. Гора Гусиха и Мазенские горы
8 июня 2017
458
1
«СГ» продолжает проект «Самарская экспедиция». Вместе с биологом...