Куйбышев - запасная столица: об эвакуации 1-го Государственного подшипникового завода

Сегодня День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны. 75-летие. И буквально через месяц одна за другой пойдут и другие круглые даты, рожденные той войной. Эвакуация в Куйбышев множества заводов и организаций, присвоение нашему городу статуса запасной столицы страны, прибытие из Москвы сюда, на Волгу, дипломатического корпуса… Сегодняшней публикацией «Самарская газета» открывает серию материалов о тех давних событиях. Это будут воспоминания и свидетельства очевидцев, подкрепленные историческими, архивными документами. Чтобы не стирались из памяти суровые страницы нашей истории.

Родоначальник производства по имени ГПЗ-1


Ветеран подшипниковой промышленности Куйбышева - Самары Юлий Моисеевич Кверель уже не раз предоставлял «Самарской газете» свои материалы-воспоминания об истории предприятий города. В преддверии 22 июня он принес в редакцию свои записи, фотографии об эвакуации из Москвы в Куйбышев 1-го Государственного подшипникового завода (ГПЗ-1). И напомнил, что сегодня, несмотря на множество реорганизаций и непростые для промышленности 90-е годы, в Самаре продолжают работать пять подшипниковых заводов: ООО «Завод приборных подшипников», ОАО «Самарский подшипниковый завод», завод авиационных подшипников и два малых предприятия в статусе филиалов. Но родоначальником всех этих производств по праву можно считать тот эвакуированный в начале войны ГПЗ-1.

Через месяц после начала боев фашисты стали наносить первые бомбовые удары по Москве, в том числе по 1-му подшипниковому заводу на Шаболовке. В плане защиты столицы эвакуация предприятия тогда еще не предусматривалась. А тут срочно 23 июля 1941 года заместитель главного инженера московского завода на один день прилетел в Куйбышев. Цель - определить территорию под срочную переброску предприятия. Выбор остановили на Линдовом городке, где располагались 130 казарм, конюшни, склады, а также на безымянском железнодорожно-ремонтном заводе («Сажерезе») с его отличной кузницей и литейным цехом.

По военному сценарию

8 сентября 1941 года в Куйбышев прибыл первый московский эшелон со специалистами и станками. А всего к нам в город за время эвакуации подшипникового производства пришло 18 железнодорожных эшелонов и два каравана барж по Волге. 

Производство конических роликооподшипников расположилось в дореволюционных бетонных пролетах «Сажереза». Непросто было переключаться с изготовления железнодорожных колесных пар и других вагонных комплектующих на танковые подшипники с применением шлифовки и полировки. Организовывали новые цеха: мелких серий, сборки подшипников из деталей, изготовленных в Линдовом городке. К производству первых танковых подшипников типа «7522» приступили 20 ноября 1941 года, а 21 ноября в Челябинск на сборку танков уже улетели первые три тысячи куйбышевских изделий. Всего же за ноябрь-декабрь 1941 года куйбышевцы собрали 52 тысячи танковых подшипников.

Трудовой подвиг для фронта, для Победы

По воспоминаниям ветеранов - инженерно-технических работников, в те месяцы домой они ходили только раз в неделю - помыться и переодеться. Все остальное время жили прямо в цехах и помещениях, отведенных под конструкторские кабинеты. И за станками люди показывали чудеса трудового героизма. Вряд ли это можно назвать преувеличением: куйбышевская продукция ГПЗ-4, ГПЗ-9 в 1941-45 годах во многом предопределила исход войны. Не зря заслуги этих предприятий были высоко оценены государством: на заводских знаменах - два ордена Ленина и орден Красной Звезды. К чести руководства подшипниковых предприятий и администрации города ныне на территории завода авиационных подшипников установлен монумент в память о трудовом и боевом вкладе заводчан в Великую Победу.

- Монумент установлен и на Самарском подшипниковом заводе, - уточняет Юлий Моисеевич Кверель. - А вот на внешних стенах двух проходных памятных досок нет. Надо восполнить эту недоработку. Разместить здесь доски, рассказывающие о вкладе безымянских подшипниковцев в победу над фашизмом. Пусть молодые знают о заслугах первых поколений заводчан. На досках предлагаю написать: «Самарский подшипниковый завод - СПЗ - организован в 1942 году на базе «Сажереза» - Самарского железнодорожно-ремонтного завода. Предприятия внесли большой вклад в Победу над фашизмом, а также в довоенное и послевоенное развитие нашей страны».

Послевоенная история

В 1946 году безымянский филиал ГПЗ-4 стал самостоятельным 9-м Государственным подшипниковым заводом. Он пережил своего «отца-основателя» - ГПЗ-4 закрылся в 2007 году.

На ГПЗ-9 после войны начали строить цех для производства сверхкрупногабаритных подшипников диаметром до пяти метров. Он начал работать на куйбышевской Безымянке в середине 50-х годов. Такие изделия уникальны. Сегодня, помимо Самары, они производятся только в американской компании Timken Company и шведской AB SKF. Ветераны вспоминают: «Как-то давно, на банкете в честь изготовления первых подшипников диаметром один метр, большой московский начальник сказал: «Такой крупногабаритный подшипник может быть сделан только в технически зрелой стране». Время показало, что нашим специалистам многое по силам. Они и военную эвакуацию могут провести в самые сжатые сроки, и производство на новом месте наладить в считанные недели, и технически сложную продукцию освоить на уровне мировых стандартов.

Факт

В канун войны на куйбышевском заводе «Сажерез» по заданию Кремля был организован засекреченный цех, где изготавливались минометы. Большие мощности литейного и кузнечного цехов загрузили производством гранат, мин, снарядов.

В годы войны, с 1941 по 1945 год, на Самарском подшипниковом заводе было изготовлено 2 млн танковых подшипников, что обеспечило ежегодное комплектование 30 тысяч броненосных машин. Помимо роликовых подшипников и комплектующих для железнодорожных вагонов, безымянцы изготовили 70 тысяч минометов, 5,5 млн штук снарядов, 2,5 млн гранат и 45 тысяч тонн снарядно-минного литья.
Дата: 21 июня 2016 , 12:01
784
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
Последнее из раздела Общество
20 августа 2017 , 13:57
243
В воскресенье, 20 августа, на набережной состоялся первый открытый легкоатлетический марафон на...
20 августа 2017 , 12:30
220
В баскетбольной «Самаре» произошла «бархатная революция». Один из самых...
20 августа 2017 , 11:30
352
В топонимике Самары раньше существовало название «Французова мельница». Это...
20 августа 2017 , 10:30
184
В субботу, 19 августа, зажегся огонь XXIX Всемирной летней универсиады-2017, проводимой под...
20 августа 2017 , 09:48
248
Для ученых-историков поистине бесценны свидетельства членов семей участников героической...
20 августа 2017 , 09:00
224
Почетную медаль получила старший судебный пристав Пестравского района Самарской области Елена...
19 августа 2017 , 18:04
378
В субботу, 19 августа, в матче девятого тура ФОНБЕТ-Первенства России среди команд клубов...
Выбор читателей
Выбор редакции
Крупное ДТП в Самаре: столкнулись шесть машин
29 июля 2017
8405
3
 
Авария произошла в пятницу, 28 июля, в 23:10 на пересечении Московского шоссе и улицы Георгия...
Жители Мехзавода:
3 августа 2017
6085
Реконструкция Московского шоссе продолжается. Временные неудобства, которые неизбежны при таких...
В Самаре на проспекте Масленникова насмерть сбили 10-летнюю девочку
31 июля 2017
5472
11
Авария случилась в понедельник, 31 июля, в 13:35.
В Самаре 20-летний водитель Porsche насмерть сбил женщину
12 августа 2017
5135
2
ДТП произошло в пятницу, 11 августа, в 23:00.
Путеводитель. Шигонский район в объективе
2 августа 2017
1468
2
 
«СГ» продолжает проект «Самарская экспедиция». Вместе с биологом...
Как принять капремонт
1 августа 2017
958
В 2017 году Фонд капитального ремонта Самарской области планирует отремонтировать 1023...
Самару посетят участники автопробега «Берлин-Москва»
31 июля 2017
467
Они прибудут в областную столицу в четверг, 3 августа.
В Самаре перекрыли Молодогвардейскую из-за аварии на водоводе
31 июля 2017
1419
Это произошло днем в воскресенье, 30 июля.