Куйбышев - запасная столица: об эвакуации 1-го Государственного подшипникового завода

Сегодня День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны. 75-летие. И буквально через месяц одна за другой пойдут и другие круглые даты, рожденные той войной. Эвакуация в Куйбышев множества заводов и организаций, присвоение нашему городу статуса запасной столицы страны, прибытие из Москвы сюда, на Волгу, дипломатического корпуса… Сегодняшней публикацией «Самарская газета» открывает серию материалов о тех давних событиях. Это будут воспоминания и свидетельства очевидцев, подкрепленные историческими, архивными документами. Чтобы не стирались из памяти суровые страницы нашей истории.

Родоначальник производства по имени ГПЗ-1


Ветеран подшипниковой промышленности Куйбышева - Самары Юлий Моисеевич Кверель уже не раз предоставлял «Самарской газете» свои материалы-воспоминания об истории предприятий города. В преддверии 22 июня он принес в редакцию свои записи, фотографии об эвакуации из Москвы в Куйбышев 1-го Государственного подшипникового завода (ГПЗ-1). И напомнил, что сегодня, несмотря на множество реорганизаций и непростые для промышленности 90-е годы, в Самаре продолжают работать пять подшипниковых заводов: ООО «Завод приборных подшипников», ОАО «Самарский подшипниковый завод», завод авиационных подшипников и два малых предприятия в статусе филиалов. Но родоначальником всех этих производств по праву можно считать тот эвакуированный в начале войны ГПЗ-1.

Через месяц после начала боев фашисты стали наносить первые бомбовые удары по Москве, в том числе по 1-му подшипниковому заводу на Шаболовке. В плане защиты столицы эвакуация предприятия тогда еще не предусматривалась. А тут срочно 23 июля 1941 года заместитель главного инженера московского завода на один день прилетел в Куйбышев. Цель - определить территорию под срочную переброску предприятия. Выбор остановили на Линдовом городке, где располагались 130 казарм, конюшни, склады, а также на безымянском железнодорожно-ремонтном заводе («Сажерезе») с его отличной кузницей и литейным цехом.

По военному сценарию

8 сентября 1941 года в Куйбышев прибыл первый московский эшелон со специалистами и станками. А всего к нам в город за время эвакуации подшипникового производства пришло 18 железнодорожных эшелонов и два каравана барж по Волге. 

Производство конических роликооподшипников расположилось в дореволюционных бетонных пролетах «Сажереза». Непросто было переключаться с изготовления железнодорожных колесных пар и других вагонных комплектующих на танковые подшипники с применением шлифовки и полировки. Организовывали новые цеха: мелких серий, сборки подшипников из деталей, изготовленных в Линдовом городке. К производству первых танковых подшипников типа «7522» приступили 20 ноября 1941 года, а 21 ноября в Челябинск на сборку танков уже улетели первые три тысячи куйбышевских изделий. Всего же за ноябрь-декабрь 1941 года куйбышевцы собрали 52 тысячи танковых подшипников.

Трудовой подвиг для фронта, для Победы

По воспоминаниям ветеранов - инженерно-технических работников, в те месяцы домой они ходили только раз в неделю - помыться и переодеться. Все остальное время жили прямо в цехах и помещениях, отведенных под конструкторские кабинеты. И за станками люди показывали чудеса трудового героизма. Вряд ли это можно назвать преувеличением: куйбышевская продукция ГПЗ-4, ГПЗ-9 в 1941-45 годах во многом предопределила исход войны. Не зря заслуги этих предприятий были высоко оценены государством: на заводских знаменах - два ордена Ленина и орден Красной Звезды. К чести руководства подшипниковых предприятий и администрации города ныне на территории завода авиационных подшипников установлен монумент в память о трудовом и боевом вкладе заводчан в Великую Победу.

- Монумент установлен и на Самарском подшипниковом заводе, - уточняет Юлий Моисеевич Кверель. - А вот на внешних стенах двух проходных памятных досок нет. Надо восполнить эту недоработку. Разместить здесь доски, рассказывающие о вкладе безымянских подшипниковцев в победу над фашизмом. Пусть молодые знают о заслугах первых поколений заводчан. На досках предлагаю написать: «Самарский подшипниковый завод - СПЗ - организован в 1942 году на базе «Сажереза» - Самарского железнодорожно-ремонтного завода. Предприятия внесли большой вклад в Победу над фашизмом, а также в довоенное и послевоенное развитие нашей страны».

Послевоенная история

В 1946 году безымянский филиал ГПЗ-4 стал самостоятельным 9-м Государственным подшипниковым заводом. Он пережил своего «отца-основателя» - ГПЗ-4 закрылся в 2007 году.

На ГПЗ-9 после войны начали строить цех для производства сверхкрупногабаритных подшипников диаметром до пяти метров. Он начал работать на куйбышевской Безымянке в середине 50-х годов. Такие изделия уникальны. Сегодня, помимо Самары, они производятся только в американской компании Timken Company и шведской AB SKF. Ветераны вспоминают: «Как-то давно, на банкете в честь изготовления первых подшипников диаметром один метр, большой московский начальник сказал: «Такой крупногабаритный подшипник может быть сделан только в технически зрелой стране». Время показало, что нашим специалистам многое по силам. Они и военную эвакуацию могут провести в самые сжатые сроки, и производство на новом месте наладить в считанные недели, и технически сложную продукцию освоить на уровне мировых стандартов.

Факт

В канун войны на куйбышевском заводе «Сажерез» по заданию Кремля был организован засекреченный цех, где изготавливались минометы. Большие мощности литейного и кузнечного цехов загрузили производством гранат, мин, снарядов.

В годы войны, с 1941 по 1945 год, на Самарском подшипниковом заводе было изготовлено 2 млн танковых подшипников, что обеспечило ежегодное комплектование 30 тысяч броненосных машин. Помимо роликовых подшипников и комплектующих для железнодорожных вагонов, безымянцы изготовили 70 тысяч минометов, 5,5 млн штук снарядов, 2,5 млн гранат и 45 тысяч тонн снарядно-минного литья.
Дата: 21 июня 2016 , 12:01
621
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
Последнее из раздела Общество
27 апреля 2017 , 16:34
70
Проездной тариф меняется с 3 мая.
27 апреля 2017 , 15:46
255
11 и 12 июня в Самаре пройдет самый масштабный фестиваль нашего города - «ВолгаФест».
27 апреля 2017 , 15:38
140
В настоящее время областной минтранс, ГИБДД и подрядчик строительства кольцевой развязки на...
27 апреля 2017 , 15:30
135
Авария случилась сегодня ночью в 1:20.
27 апреля 2017 , 15:23
1145
Под предварительным данным УГИБДД ГУ МВД РФ по Самарской области, в крупной аварии получили...
27 апреля 2017 , 15:22
148
Инициативная группа, образованная Федерацией детских организаций Самарской области при...
27 апреля 2017 , 14:49
247
Центральная часть строения будет расположена между опорами №2 и №7.
Выбор читателей
Выбор редакции
Ремонт Южного моста начнется на следующей неделе
6 апреля 2017
5553
1
Вчера в администрации Самары под председательством главы города Олега Фурсова прошло совещание,...
Из Самары выдворят сотрудника министерства обороны Украины. ВИДЕО
13 апреля 2017
4609
 
Управление ФСБ России по Самарской области задержало 27-летнего украинца 19 марта.
В страшном ДТП в Самаре женщине оторвало ногу
29 марта 2017
4238
Инцидент произошел 28 марта около 17:30 на улице Партизанской.
В Самаре Шкода врезалась в «пятнадцатую»: один человек погиб, пять пострадали
16 апреля 2017
3681
Аварию зарегистрировали сегодня в час ночи на пересечении улиц Маломосковской и Революционной.
3 апреля 2017
1116
Соответствующее постановление главы Самары Олега Фурсова мэрия опубликовала на своем официальном...
Мужчина ранил из травматического оружия двух самарских полицейских
3 апреля 2017
1426
Ленинский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета РФ по...
Администрация Самары сформирует комфортную городскую среду
3 апреля 2017
1251
Мэрия опубликовала постановление главы города Олега Фурсова о разработке муниципальной программы...
В Куйбышевском районе незаконным торговцам выписали штрафов на 860 тыc. рублей
31 марта 2017
1408
Таковы данные за прошедший год. Лоточники, реализующие товар в неположенных местах, и сегодня...