Хорошие новости для врачей и пациентов

15.06.2012

12

Автор:

Хорошие новости для врачей и пациентов

Второй год российское здравоохранение работает по-новому

Обсуждаем перемены, которые переживает сегодня самарская медицина, с руководителем департамента здравоохранения Самары Владимиром Горячевым.

— Владимир Владимирович, в прошлом году приняты два крупных закона — о медстраховании и основах охраны здоровья граждан РФ, начата модернизация всей системы. То есть медицинская отрасль в очередной раз кардинально перестраивается. Что же изменилось для нас, обычных граждан? Вот, например, раз в год мы можем теперь выбирать себе врача и медучреждение. А как на практике — вы столкнулись с перераспределением потоков пациентов между поликлиниками?
— Честно говоря, пока нет. В основном распределение пациентов осталось таким же, как и было. Всё это говорит о том, что приблизительно все муниципальные учреждения находятся на одном уровне и человек не видит необходимости стучаться в другую дверь. Но думаю, что со временем такая тенденция будет прослеживаться. И это станет чётким указателем: на какие учреждения нужно обратить более пристальное внимание в плане повышения квалификации персонала, оснащения хорошей диагностической и лечебной аппаратурой. То есть в новом законе о медстраховании заложен механизм обратной связи медучреждений с органами управления здравоохранением. Но основная задача этого закона — наполнить медицинский тариф нормальным финансовым содержанием, чтобы строить лечебную тактику не из имеющихся в наличии средств, а из того, что необходимо для больного. Этому же соответствует и программа модернизации в разделе стандартизации. Естественно, эту задачу ни за год, ни за три принципиально решить невозможно. Программа перспективная, рассчитанная на много лет, и это хорошо. То есть шаг за шагом тариф будет наполняться реальным содержанием, шаг за шагом будут внедряться стандарты. И заболевшим людям окажут помощь, максимально приближенную к той, что получают пациенты в странах Европы.

— Я знаю, что сегодня уже лечат по стандартам в кардиологии и неврологии, например, в больнице им. Пирогова: врачи поднимают на ноги людей после тяжелейших заболеваний независимо от возраста. Причём так, что человек может вернуться на производство, на рабочее место… И это здорово!
— В этом году лечить по стандартам будут уже десять самарских стационаров. Да, внедрение стандартов по сердечно-сосудистым заболеваниям на первом месте. Кроме того, стандарты медпомощи начинают применяться при таких заболеваниях, как мочекаменная болезнь, острый панкреатит, травма костей черепа, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, синдром дыхательного расстройства новорожденных и другие. На подходе — онкология, то есть те заболевания, смертность по которым продолжает оставаться высокой.

— Вопрос обывателя: всё это очень похоже на «поточный» метод.? Пусть он и современный, но не потеряем ли мы то ценное, что всегда было сильной стороной российской медицины — индивидуальный подход к человеку?
— Нет, конечно. На самом деле индивидуальный подход и стандартизация не только не отрицают друг друга, наоборот, подразумевают: ведь к каждому пациенту можно применить один-два-три современных стандарта. У него ведь может быть не просто инфаркт, а на фоне сахарного диабета…

— Как продвигается информатизация медучреждений? Видим, что у многих поликлиник и больниц появились сайты. В регистратуре выдают электронный талон на приём к врачу, но вот дальше, как говорится, по старинке.
— Информатизация — дело не одного года. И в прошлом году был выполнен первый этап: лечебные учреждения города «обвязали» оптоволокном и приобрели современные серверы — накопители информации. Следующий этап — насыщение этого «электронного железа» программным обеспечением. Причем такие программы должны быть унифицированы, чтобы на одном языке говорили врачи разных медучреждений. С этим сегодня большая проблема: если удастся её преодолеть, то программа информатизации заработает в масштабах России. Тогда будет развиваться и «электронная регистратура», и амбулаторная электронная карта. Предполагаю, что и в следующем году некую черту в плане информатизации подводить будет рано. Это дело ещё как минимум двух лет.

— Исполнением какого из направлений программы модернизации вы наиболее удовлетворены?
— В целом лучше всего прошло оснащение оборудованием. В прошлом году медучреждения Самары получили свыше тысячи единиц медтехники более чем на 300 миллионов рублей. Это сразу повысило настроение и врачей, и пациентов да и качество оказания помощи. С ремонтом по-разному. Есть больницы, про которые люди говорят: похоже, мы побывали в заграничной клинике…

— Например?
— Здесь речь шла о горбольнице №10. Есть проблемные медучреждения, претензии в основном по качеству ремонта, хотя мы ещё находимся в гарантийном периоде. Про стандарты я уже сказал. В тех отраслях, где они внедрены, конечно, стало значительно лучше: снижена летальность от инфаркта миокарда более чем на 20%, от инсульта — на 45%! А сколько инвалид-ностей предотвращено! В общем, могу сказать, что наступление идёт по всему фронту, конечно, на разных участках с разными успехами.

— Почему-то чаще всего модернизацию воспринимают как ремонт обветшалых стен и оснащение новым оборудованием…
— Минуточку, а повышение зарплаты? Это серьёзный сегмент. Ведь все кадровые вопросы — это проблемы низкой зарплаты работников системы здравоохранения. Я недавно вернулся из поездки в Москву, так там проблем с сестринским персоналом вообще не существует. Есть очень серьёзная «лужковская» надбавка, и квалифицированная сестра получает до 40 тысяч рублей. Причём во многом укомплектованность медсёстрами решается за счёт Подмосковья. Люди приезжают рано утром, некоторые работают вахтовым методом, но оно того стоит: зарплата — мощный стимул, который гарантированно удержит человека на месте.

— Какой же выход для нас? Недавно состоялась городская конференция медицинских сестёр, и оказалось, что за прошлый год произошёл даже отток кадров среднего медперсонала из медицинских учреждений.
— Во-первых, делается немало и у нас. Городская администрация поддерживает отдельные группы медработников по семи направлениям. Совсем недавно была острая ситуация с кадрами в детских инфекционных отделениях — направили средства туда. Но, к сожалению, на всех денег не хватает. Вариант «латания дыр», конечно, не совсем хорош. Но пока другого пути не существует. Думаю, что кадровую проблему можно решить несколькими путями. Во-первых, зарплата… Причем её увеличение должно быть всем категориям медработников. Такая задача поставлена президентом: к 2018 году довести зарплату всех работников бюджетной сферы до средней по экономике региона.

— То есть медперсоналу следует запастись терпением на ближайшие шесть лет или переходить в те места, где сытнее? Что посоветуете?
— Советы здесь бессмысленны. Я думаю, что самый главный и надёжный путь — повышать свою квалификацию. Уметь делать то, что не умеет никто или мало кто делает. Тогда у врача не будет отбоя от пациентов, люди будут идти на приём именно к этому доктору. Второй путь решения кадровой проблемы — это жильё. В городе действуют программы «Молодой семье — доступное жильё» и «Жильё работникам муниципальных учреждений социальной сферы», в прошлом году в них вошли тридцать работников муниципальных медучреждений. Конечно, это мало. Проблему частично бы закрыло строительство общежитий, особенно для среднего медперсонала: от медсестёр из области отбоя бы не было. Пока же приходится в индивидуальном порядке ходатайствовать перед администрацией за особенно ценные кадры… Нужна целевая долгосрочная программа именно для этих людей.

— И, конечно, ваше пожелание в канун профессионального праздника.
— Всем медицинским работникам желаю в первую очередь здоровья, а во вторую — терпения: надеюсь, что ждать осталось немного.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации