Секрет успеха

18.09.2014

74

Автор:

Секрет успеха

Как привить ребенку интерес к учебе?

 
Закончились летние каникулы. Кто-то этому радуется и с желанием собирается в школу, а кто-то наоборот… О том, как избежать родительских ошибок и помочь ребенку адаптироваться к школе, сделать так, чтобы ему нравилось учиться, «СГ» рассказала ведущий психолог городского центра «Семья» Елена Тонкопеева.



Учебную мотивацию надо формировать
 
— Любая деятельность побуждается мотивами, часто не одним, а несколькими. В учебной деятельности важно, чтобы мотив был внутренним — интерес к усвоению новой информации, а не внешним (отметка и т.п.). Если ребенку нравится учиться, значит, у него есть мотивация и, вероятнее всего, не будет проблем сучебой.
 
Но родители порой и не знают, что учебную мотивацию нужно формировать. Хотя есть мамы, папы, бабушки, которые начинают это делать задолго до поступления ребенка в школу: вместе с ним читают книги, учат стихи, отвечают на его многочисленные вопросы и не раздражаются на бесконечные детские «почему?». Когда ребенка поддерживают в его желании что-то узнать, понять, разобраться, начинается формирование учебной мотивации. Кстати, обсуждение книг, мультфильмов и т.д. — это и есть та работа, которая позволяет в дальнейшем сформировать учебную мотивацию как некий фундамент для успешного обучения в школе.
 
Как правило, учебная мотивация формируется в процессе первых полутора лет обучения в школе. И здесь важно не навредить…
 
Ошибки родителей -проблемы детей


— Когда дети приходят в школу, учителя стараются пробудить у них интерес к усвоению новой информации, построить занятия так, чтобы им было интересно. С этой же целью в первых классах отменили оценочную систему, которая способствует формированию не внутренней, а внешней мотивации, и внедрили исследовательскую деятельность, которая способствует формированию интереса к учебе.
 
При этом родители могут либо вступить в сотрудничество с учителями и способствовать развитию учебной мотивации, либо свести работу учителя к нулю. Как правило, родители ориентируются на внешнюю мотивацию. Им важно, чтобы ребенок принес из школы хорошую оценку. Поэтому первый вопрос, который они задают своему ребенку, который вернулся домой из школы, — «что ты сегодня получил?». Тем самым в сознание ребенка внедряется мысль — «главное — это оценка». А слова родителей о том, что самое важное — это знания, вступают в противоречие с действиями и теряют всякий смысл.
 
О чем спрашивать школьника? Когда ребенок возвращается из школы, стоит его спросить, что интересного сегодня было в школе. И если он ответит «ничего», можно удивиться: «Как ничего? Да не может такого быть. Какие у тебя сегодня были предметы? Что учительница на русском рассказывала?». Ребенка надо побуждать рассказывать о том, что было на уро-
ках. И если он делится впечатлениями с удовольствием, интерес надо подпитывать, задавать дополнительные вопросы, разбавлять своими восторгами, воспоминаниями: «Да ты что! Ну надо же! Вот это да! А ведь я это когда-то знала, но забыла».

Когда родитель вступает в диалог с ребенком и поддерживает его рассказ о том, что было на уроках, он тем самым подпитывает его учебную мотивацию.
 

Но, как говорят педагоги, родители первоклашек, придя на родительское собрание, задают учителю вопрос: «Вот вы в тетради ребенка написали «старайся лучше», что это означает — 4 или 3?». Для них важна отметка. А надо лишь сказать ребенку, что он способный, но ему немного не хватает старания.
 
И еще некоторые родители возмущаются, причем в присутствии детей, по поводу исследовательской деятельности: «Вот выдумали, какой реферат ребенок может написать?!» А ведь предлагается совместная работа родителя и ребенка. Дети очень любят работать вместе со взрослыми. И когда ребенок включается в исследовательскую деятельность, он вместе с мамой или другими близкими добывает ту информацию, которой в готовом виде учитель не дает, и как добытчик приносит ее в класс, удивляет одноклассников своими познаниями и получает приз — одобрение, похвалу. И у него возникает желание еще что-то найти, узнать и рассказать.
 
Но родители этого не понимают, им проще все сделать самим. А если мама делает за ребенка работу, которую можно было бы сделать вместе, то у ребенкапоявляется впечатление, что это нужно маме и учителю. И он делает вывод: пусть взрослые сами разбираются. Так родители, сами того не понимая, вредят своему ребенку.
 
В первый раз в первый класс
 
— Когда вы отправляете ребенка в школу, не надо строить иллюзий: у него так или иначе будут трудности, которые нужно будет преодолевать. Ваша задача помочь ему в этом. Причем если при диагностике готовности к школьному обучению выявляется, что ребенок не готов, то лучше его в школу не отдавать: ведь плохо будет в первую очередь именно ребенку. Он будет чувствовать себя неуспешным, к учебе появится отвращение.
 
Если же ребенок готов к школе и пошел в первый класс, необходимо акцентировать его внимание на том, что он получит важные, ценные знания, что процесс познания хоть и труден, но очень интересен. При этом нужно постоянно подпитывать его интерес к учебным предметам и таким образом помогать педагогам формировать учебную мотивацию.
 
Самое главное в первых классах — научить ребенка организовывать свою деятельность и рабочее место. Ведь подготовка русского языка — это одно, а математики — другое. И раскладывать на столе надо лишь то, что будет необходимо для конкретной работы. Если этого не делать, ребенок будет постоянно отвлекаться в поисках недостающих ручек, линеек, тетрадок и т.п. Он будет ждать, что родители организуют его работу.
 
Ребенок должен научиться отвечать за свои школьные вещи — одежду, содержимое портфеля. Подготовка к школе предполагает серьезное отношение к тому, что будет там происходить. И задача родителей не только объяснить, что школа — это очень ответственно, но и подкрепить слова на поведенческом уровне.
 
И еще: учебная деятельность -это пока непривычный для ребенка вид деятельности, следовательно, ему необходимо время на адаптацию. В процессе адаптации он будет тратить гораздо больше сил и будет быстрее уставать. Поэтому следует подумать, сможет ли первоклассник потянуть еще и секции. Ведь заставлять ребенка делать то, на что сил не осталось, — значит проявлять насилие.
 
Здорово, если бы у детей желание идти в школу и учиться было таким же сильным, как смотреть телевизор или играть на компьютере… А кто из нас, родителей, доходчиво объяснил им, что сидя у экрана, многого не добьешься, а вот получая знания в школе, можно самому стать ведущим или героем телепередачи, кинорежиссером или мультипликатором, великим программистом и вообще кем угодно. А на ответ «это долго» стоит напомнить детям, что комп и ТВ совершенными тоже стали лишь спустя время, когда их наполнили множеством разнообразной информации. Поэтому от того, сколько знаний в себя положит сам ученик, зависит его успешность в жизни.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации