Особая траектория

28.03.2015

19

Автор:

Особая траектория

Образовательная и человеческая

У родителей ребят с ограниченными возможностями здоровья в жизни две главные заботы — здоровье детей и их профессиональные перспективы. Получение специальности сегодня является «слабым звеном», и, пожалуй, главное препятствие здесь — отсутствие безбарьерной среды в учебных учреждениях. За шесть лет действия в регионе областного закона об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к социальным и транспортным объектам люди с ограниченными возможностями здоровья смогли пробиться лишь к малой части этих объектов.

В конце прошлого года в «зоне доступа» появился и Самарский колледж транспорта и коммуникаций. Этот пример интересен и как результат сотрудничества общественных инвалидских организаций и госучреждения системы образования.

Началось все с того, что представители колледжа попали на семинар в общественную организацию родителей и детей-инвалидов «Парус надежды». В результате один из корпусов этого учебного заведения на ул. Чапаевской, 79 был преобразован в безбарьерное пространство. Причем по-настоящему, не для «галочки».

— Мы не раз приглашали к себе людей с особыми потребностями, — говорит директор колледжа Оксана Шалдыбина. — Без их участия понять все тонкости и нюансы безбарьерной среды невозможно. Вот прокладываем зимой тропинки для себя внутри двора — на две здоровые ноги. Но когда к нам приехал Саша Ивашечкин на коляске, первое, что мы поняли, — он не сможет по этим дорожкам передвигаться. Первоначально думали оборудовать отдельно для таких ребят кабинет дистанционных технологий. Саша посмотрел, послушал, а потом говорит: «А мы бы хотели заниматься вместе с вами!»

Особая траекторияТеперь люди, испытывающие сложности с передвижением, в том числе и колясочники, могут без труда перемещаться по всему корпусу: на второй этаж их плавно поднимает похожая на лифт платформа, мнемосхема при входе и дорожки с адаптивными полосами для слабовидящих, оборудованы туалеты, спортзал с особыми тренажерами. Все продумано так, чтобы и в сидячем положении людям было удобно передвигаться, раздеться-одеться, общаться. Особая гордость — кабинет интерактивных технологий с интерактивной панелью и ноутбуками на каждом учебном столе. Этот класс подключен к еще 12 кабинетам в других корпусах, где находятся такие же моноблоки и интерактивные доски. Студенты могут присутствовать на уроке в режиме онлайн, слышать, видеть, отвечать на вопросы преподавателя, находясь в других учебных корпусах.

Средства были выделены из областного бюджета. Все работы проведены практически за полгода. И, как отмечает замдиректора по учебной работе Наталья Краснопевцева, было ощущение, что строители именно помогали, делали общее дело. Много помощников было и среди общественных организаций: «Парус надежды» подарил подъемное устройство для студентки, с помощью которого она поднимается на пятый этаж своей «хрущевки». А раньше, чтобы попасть в колледж, мама и бабушка спускали ее на руках. Другой девушке партнеры из «Доктора Здоровье» подарили необходимые ей ходунки.

Сегодня в колледже учатся 25 студентов с ограниченными возможностями здоровья. Набраны две целевые группы — переплетчики и «операционная деятельность в логистике». Еще пять «особых» студентов занимаются в общих группах. Сокурсники приняли новую ситуацию легко и органично. От них педагоги услышали: зачем говорить об ограниченных возможностях человека, это просто люди «особой образовательной траектории».

В колледже родилось новое движение — внутреннее волонтерство: когда нужно помочь товарищу пересесть в коляску, переместиться в другой класс, проводить его после занятий на остановку и посадить в транспорт…

Руководство колледжа строит планы по реконструкции других корпусов и общежития, а также по открытию новых специальностей для студентов с ОВЗ. Уже в этом сентябре планируется набрать группу озеленителей, а в перспективе — и автомехаников.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации