В «СамАрте» состоялась первая за два года премьера

Премьера в театре «СамАрт» была долгожданной. Три года назад Артем Устинов представил на лаборатории молодой режиссуры эскиз «Пера Гюнта» по пьесе классика норвежской литературы Генрика Ибсена. Проба вызвала громкое одобрение, граничащее с восторгом, маститых критиков со всей страны, собравшихся для обсуждения работ молодых постановщиков. 
 
Именно тогда прозвучала фамилия исполнителя главной роли - новобранца «СамАрта» Святослава Альшанова. За три года подготовки спектакля (поскольку театр строит новое здание, многие проекты заморожены) исполнители главных ролей, включая Альшанова, покинули труппу. И режиссеру пришлось подбирать актеров заново. 
 
Главную роль в новом составе исполнил Ярослав Тимофеев - недавний выпускник театрального института Саратовской государственной консерватории, новичок в «СамАрте». Начинать жизнь в театре с главной роли тяжело. Особенно если это роль не просто главная, а организующая весь текст спектакля. Путь, который проходит Пер Гюнт, - и основа сюжета, и метафора, позволяющая автору (как пьесы, так и спектакля) рассуждать о смысле жизни и важности правильного выбора. 
 
Честолюбивый юноша Пер Гюнт, родившийся в некогда богатом и славном, но обедневшем семействе, хочет вырваться из окружения, чуждого других интересов, кроме алкогольных. У него для этого есть два способа, перетекающих один в другой, - создание вымышленного мира фантазий, который открыла для него мать, и мошенничество. 
 
Ложь во имя достижения материальных благ вылетает из уст Пера так же свободно, как и красивые романтические фантазии, создаваемые во имя искусства вымысла. Этот норвежский родственник Остапа Бендера врет искусно и с удовольствием. Особенно достается от него женщинам - Ингрид (Валерия Павлюк), обманом уведенная им со свадьбы из-под носа незадачливого жениха (Александр Сидоров), мать (удачная возрастная роль Антонины Коневой), безуспешно пытающаяся сделать из сына добропорядочного гражданина, и даже дочь Тролля (Мария Феофанова) - все попадают в паутину его лжи. Сам Тролль (Сергей Бережной) не питает иллюзий на счет скороспелого зятя, а по степени артистичности и изворотливости может составить опасную конкуренцию главному герою. Кстати, именно в исполнении Сергея Бережного на фортепиано, гитаре и аккордеоне звучит музыка Арсения Плаксина, специально написанная к спектаклю. 
 
Пер настолько привык мошенничать и обманывать, что пытается договориться даже с Пуговичником - воплощением высшей силы в пьесе. Но того не обманешь - это видно сразу. Солидность облика актера Владимира Зимникова дополняют белые перчатки, темные очки и коробочка с пуговицами - душами умерших, которые он, словно чахнущий над своим богатством скупой рыцарь, беспрестанно перебирает. 
 
Столкнувшийся с необходимостью подведения жизненных итогов Пер Гюнт обязан привести Пуговичнику доказательства того, что не изменял своему предназначению и оставался собой. Иначе его душу ждет участь более горькая, чем огненная геенна: переплавка в пуговицу. 
 
Для Пера представить благопристойный итог жизни - задача невыполнимая. У него все не всерьез - ироническая исповедь героя (песня поэта, автора и исполнителя Михаила Щербакова) звучит во время нехитрой трапезы. Низовое и высокое идут у него рука об руку. И ведь не только у него - бытовое и духовное тесно переплетены в нашей жизни. А когда в итоге приходится держать ответ перед Пуговичником или другим судьей, на ткани нашего бытия возвышенное настолько густо перемешано с низменным, что рисунок получается не очень приглядным. 
 
Тщетные попытки Пера оправдаться перед лицом вечности провоцируют вопросы: а как правильно? куда идти? Никто же этого не знает и спросить негде. «Вперед или назад, а все ни с места; внутри и вне - все так же узко, тесно». 
 
Вслед за писателем Генриком Ибсеном режиссер Артем Устинов дает простой ответ на сложный вопрос - Сольвейг. Возлюбленная Пера в исполнении Марины Бородиной - создание вневременное и внеземное. Особенно это видно по контрасту с его окружением - одетыми под гопников молодыми людьми, которых можно (но очень не хотелось бы) встретить в плохо освещенных дворах любого российского мегаполиса. Вообще режиссеру удалось ненавязчиво и точно внести текст 150-летней давности в современный контекст. В первую очередь за счет одежды персонажей и оформления (сценография и костюмы - Ксения Сорокина). Гофрированные листы разноцветного железа и неоновые лампочки, периодически загорающиеся по периметру дверей, создают ощущение вневременного места действия, где события могут происходить когда угодно. 
 
На фоне «плохой компании» Пер Гюнт выделяется интеллигентным котелком и черно-белой рубашкой. Сольвейг, одетая в серый балахон, серебристые кроссовки и круглые очки, тоже отличается, но являет собой образ фантастический - так в ХХ веке представляли людей будущего или инопланетян. Она играет на почти космическом перкуссионном инструменте - глюкофоне, незнакомом большинству зрителей. С Пером, не расстающимся с мелодикой (язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент из семейства гармоник, имеющий некоторое сходство с аккордеоном), они составляют трогательный дуэт. 
 
Можно задаться вопросом: за какие заслуги Сольвейг послана ему, не совершившему ни одного порядочного поступка в жизни? Но кто сказал, что счастье надо заслужить? А может быть, сам поиск ответа и стремление пройти путь до конца, даже если не уверен в правильности выбранной дороги, и есть главное достижение Пера.
 
Дата: 29 июня 2017 , 08:50
1087
Автор текста: Маргарита Петрова
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
25 июня 2018 , 20:27
172
На Фанфест приехали гости из разных регионов России: от Санкт-Петербурга до Нижневартовска
25 июня 2018 , 19:28
425
Вывоз болельщиков со стадиона будет проходить в штатном режиме
25 июня 2018 , 16:13
299
В 16:00 открылся Фестиваль болельщиков FIFA
25 июня 2018 , 15:31
272
Гости Чемпионата мира по футболу продолжают делиться своими впечатлениями о нашем городе....
25 июня 2018 , 15:09
169
Два дня подряд международный аэропорт Курумоч принимает латиноамериканских фанатов. 
25 июня 2018 , 14:30
237
В Самаре установилась жаркая погода. Столбик термометра в тени поднимается до +30 градусов, и, по...
25 июня 2018 , 14:26
283
Популярность Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 столь высока, что площадки Фестиваля...
25 июня 2018 , 14:19
206
Они находятся на площади Революции, рядом с площадью Славы (в сквере Победы) и на стадионе...
25 июня 2018 , 13:42
178
В воскресное утро, 24 июня, 250 воспитанников детского лагеря «Арго» поучаствовали в...
25 июня 2018 , 13:30
220
Жители и гости города, которые не смогли купить билеты на матч, смогут посмотреть трансляции в...
Выбор читателей
Выбор редакции
В Самарской области объявлено штормовое предупреждение
19 июня 2018
8290
1
Ожидается сильный ветер с порывами 15-20 метров в секунду.
Сербы пожарили для самарцев 50 килограммов мяса
17 июня 2018
7812
В приготовлении традиционной балканской котлеты - плескавицы, принял участие призер Олимпийских...
В Самарской области составили рейтинг управляющих компаний
2 июня 2018
7617
9
Региональные власти составили рейтинг управляющих компаний, занятых в сфере...
У «Самара Арены» собрались тысячи болельщиков
17 июня 2018
7244
В воскресенье, 17 июня, на самарском стадионе состоится первый матч Чемпионата мира по футболу....
Начали действовать ограничения движения транспорта в Самаре
14 июня 2018
6673
 
Схемы перекрытий улиц и движения транспорта
Где укрыться от жары в Самаре?
25 июня 2018
1226
Почти полтора месяца самарцы ждали лета. Синоптики разводили руками и говорили: «Ждите,...
Изменилось расписание движения электричек из Самары в Курумоч
9 июня 2018
1134
Новый график начал действовать с субботы, 9 июня.
В Самарской области усилили патрулирование лесов
22 июня 2018
465
С апреля в регионе установлен особый противопожарный режим.
22 июня 2018
610
До завершения второго этапа кассовой реформы осталось 8 дней.
Самарские студенты отправятся на космодром Восточный и предприятие Росатома
22 июня 2018
369
Ребята займутся общестроительными и дорожными работами.