Участникам лектория в «Самарской газете» рассказали, как строились авиазаводы в городе в годы войны

13.11.2016

18

Автор: Оксана Воронина

В пресс-центре «Самарской газеты» продолжается открытый краеведческий лекторий.

Встречи в его рамках проходят традиционно по вторникам. На этой неделе перед слушателями выступил доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории самарского филиала Московского педагогического университета Алексей Захарченко. Он прочитал лекцию «Наркомат внутренних дел и индустриализация Куйбышева накануне и в годы Великой Отечественной войны». Слушатели узнали, как наш город стал «самолетоградом» и какие силы потребовались, чтобы построить на Безымнке целый авиационный кластер.

— Куйбышев не всегда был «самолетоградом». До 1930-х годов в регионе находились крупные промышленные объекты, но оборонных предприятий было не так много, — рассказал Алексей Захарченко. Он отметил, что знаковым для начала авиационной истории города стал 1940 год.

— Тогда на уровне правительства страны принимается решение о строительстве крупного авиационного узла в районе Безымянки, в 18 километрах от Куйбышева. Согласно этому постановлению возводить объекты должно было управление особого строительства НКВД СССР. Возглавлял ее старший майор госбезопасности, заместитель начальника ГУЛАГа Александр Лепилов. Предполагалось, что у нас будут производить около 2000 тяжелых бомбардировщиков в год. Численность рабочих на этих предприятиях должна была составлять около 100 тысяч человек, а строить их должно было более 150 тысяч заключенных. Напомню, что население Куйбышева к 1940 году насчитывало чуть более 300 тысяч человек, — пояснил историк.

Предполагалось, что заводы должны быть построены в течение трех лет. После правок Сталина сроки сократились до двух, но
затем в планы вмешалась война, которая сжала время строительства еще больше.

— В течение нескольких месяцев ценой невероятного труда удалось запустить в строй заводы. В декабре 1941 года всем заключенным и вольнонаемным рабочим объявили, что в течение последних трех недель будет введена «сталинская вахта», которая подразумевала ненормированный рабочий день, превышающий 12-14 часов. Как свидетельствуют документы, это
привело к большой трагедии в самом Безымянлаге. В январе-феврале 1942 года начальник Особстроя докладывает о том, что людские ресурсы уже практически исчерпаны, люди истощены и больны, многие уже не могли работать, — рассказал Алексей Захарченко.

За первые годы войны смертность в лагерях выросла в разы, около 72 тысяч заключенных Безымянлага были амнистированы и отправлены на фронт. Однако высокая плата, отданная за строительство авиазаводов в нашем городе, оказалась далеко не напрасной. За годы войны куйбышевские предприятия выпустили 28 тысяч самолетов Ил-2 и Ил-10. В периоды наивысшей мощности — в 1943 году — с конвейера сходило по 11-13 машин в сутки.  

Читайте также:

Лента новостей

Самарские школьники могут бесплатно посетить экскурсии по музеям и местам боевой славы

Такую возможность предоставляет Всероссийский патриотический проект «Дороги Победы».

Новости

В Самарской области организуют дистанционные религиозные службы

Трансляция служб начнется со следующей недели. В пятницу, 27 марта, губернатор Дмитрий Азаров объявил о введении дополнительных мер в Самарской области по […]

Общество

В пансионатах, приютах и детских домах Самары ввели карантин

Все новые социальные услуги граждане смогут получать удаленно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации