Художник по костюмам Елена Соловьева о двух «Золотых масках», стиле и персонажах в трениках

Уникальная ситуация для главной театральной премии страны: два года подряд «Золотую Маску» за лучшие костюмы получает один и тот же человек. Если в режиссуре такие совпадения происходят, то для этой номинации случай невиданный. Виновница чуда - художник новокуйбышевского театра-студии «Грань» Елена Соловьева. В 2017 году она получила «Золотую Маску» за работу над спектаклем «Корабль дураков», в 2018-м - за «Короля Лира».

Елена стала создателем сценических костюмов благодаря сотрудничеству с художественным руководителем и режиссером «Граней» Денисом Бокурадзе. Она рассказывает сегодня о необычной реакции зрителей на костюмы и главных сложностях процесса их изготовления.

- Когда на церемонии вручения «Золотой Маски» волновались сильнее: в 2017-м или в этот раз?
- В этом году эмоции сильнее. Может быть, ответственности больше, планка выше. Вообще- то я спокойно к этому отношусь. Сама не подавала свою работу на «Золотую Маску» и не думала о ее получении. Актеры шутили на эту тему, Юлия Бокурадзе смеялась, когда приходила на примерку костюмов для «Корабля дураков»: «Лена, это «Маска»! Но я не зацикливалась, главное - создать достойную работу.

- Профессиональное жюри два года подряд высоко оценивает вашу работу, а зрители ее замечают?
- Реакция зрителей на костюмы каждый раз неодинакова. Мы не только разрабатываем и специально шьем костюмы, мы еще и сами создаем ткани для них. Если говорить о спектакле «Корабль дураков», зрители испытывают шок от увиденного: это не вписывается в привычные рамки и стандарты. Актеров сравнивали с фарфоровыми статуэтками: они же выбелены белилами и раскрашены. Когда я увидела костюмы в готовом виде, у меня у самой возникло ощущение кукольности.
























Эмоциональный уровень публики здесь очень высокий. Это касается спектаклей «Корабль дураков» и «Король Лир», где костюмы ярко отражают эпоху. То, что непонятно, создает ощущение загадки. Зрителям становится любопытно: из чего это сделано? Эта мысль будоражит. После спектакля они просят разрешения пощупать те пальто, которые Лир оставляет на сцене, спрашивают, из чего они сделаны. В «Тане-Тане» и «Старшем сыне» вещи из льна и хлопка воспринимаются проще, эти материалы знакомы людям. Мне очень приятно, что публика неравнодушна к сценографии и костюмам, отмечает, что сейчас мало кто так работает.

- Насколько целесообразен и необходим столь долгий и сложный процесс изготовления костюмов?

Все, что эксклюзивно, в любом случае требует жертв. Есть спектакли, в которых персонажи на сцене - в трениках с вытянутыми коленками, в линялых майках, семейных трусах, халатах, купленных на рынке. В такой момент возникает вопрос: а о зрителе кто-нибудь думает? Почему режиссер не беспокоится о том, что испытывает публика, сидя в зале? Ведь театр способствует внутреннему развитию, помогает ощутить что-то новое. «Встречают по одежке» - эта поговорка будет жить всегда. Все начинается с визуализации. Если зритель видит, что костюмы созданы специально для спектакля, соответствуют его цветовой гамме, специально поставлен свет и написана музыка, возникает общая гармония, и на душе становится приятно.

- Что для вас труднее - создание художественной концепции костюма или сам процесс изготовления?
- Тяжелее всего дается подготовительная работа, связанная со сметами и прочими бумагами. Если работаем с готовыми материалами, выматывает сложный период поиска по магазинам. Нет единого места, где можно найти все необходимое. Приходится по несколько раз ездить в одни и те же торговые точки. Визуально оцениваешь - цвет тот, который нужен. Но в магазине освещение лампами дневного цвета, а в театре - другое. И понимаешь, что под лучом прожектора ткань поменяет цвет. Есть материалы с добавками. И при определенном освещении синтетика начинает «гореть» - менять цвет, причем иногда кардинально.
























- Можете с точки зрения художника оценить стиль театра «Грань»?

- Особый стиль театра-студии «Грань» был создан уже давно, около 50 лет назад, его основателем - Эльвирой Анатольевной Дульщиковой. Думаю, главная особенность в том, что театр старается использовать натуральные ткани: лен, хлопок, шерсть, не важно - теплых или холодных оттенков. Очень редко - синтетику. Эстетику «Грани» также отличает тщательная проработка каждой детали. Не просто каждого образа, а именно каждой детали. Реквизит, декорации, костюмы продумывают вплоть до каждой пуговки, крючочка, петельки, до цвета каждой ниточки. Мне очень приятно, что в коллективе практикуется бережное отношение к костюмам: в грязных и мятых вещах непозволительно выходить на сцену.

Делали всем миром
Ранее создатели «Короля Лира» рассказывали о масштабной работе по изготовлению костюмов. Из трех тысяч мотков натуральной шерстяной пряжи коричневого, серого и бежевого цветов волонтеры связали огромные полотна, которые потом «варили» при высокой температуре в стиральной машинке до состояния валяной шерсти. Потом из этой ткани шили костюмы и декорировали, ею же отделывали стулья, стены.



Дата: 8 мая 2018 , 10:56
535
Автор текста: Маргарита Петрова
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
22 мая 2018 , 10:01
56
Такое решение было принято во время рабочего визита главы региона Дмитрия Азарова в Москву. 
21 мая 2018 , 16:34
318
Часть из них теперь едет на Металлург.
21 мая 2018 , 16:12
263
На Волге организуют 13 муниципальных постов
21 мая 2018 , 19:50
273
2 июня в 16:00 киноклуб «Ракурс» в Самарской областной библиотеке (пр. Ленина, 14а)...
21 мая 2018 , 15:44
352
В Самаре завершают ремонт склона у площади Славы. 
21 мая 2018 , 15:13
247
С 23 по 27 мая Музей современного искусства «Гараж» представит в галерее...
21 мая 2018 , 15:09
378
Уже через неделю, 27 мая, в обновленном Струковском саду пройдет фестиваль...
21 мая 2018 , 14:32
242
В отношении 34-летнего мужчины возбудили уголовное дело. 
21 мая 2018 , 14:00
297
sgpress.ru  продолжает серию публикаций о тех местах, где и по сей день можно найти...
21 мая 2018 , 13:55
280
С такой инициативой в Самарскую губернскую думу обратилось самарское предприятие...
Выбор читателей
Выбор редакции
Прошлое и настоящее парка Гагарина. Виртуальный гид
2 мая 2018
4442
Парк Гагарина «родился» 9 июля 1976 года, и в ближайшее воскресенье парк отпразднует...
День Победы в Самаре. Как это будет
8 мая 2018
3452
Основные торжества в честь 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне проходят в Самаре...
16 мая 2018
3380
В среду, 16 мая, на новом самарском стадионе прошла игра ПФЛ. 
Что нужно знать самарцам о втором матче на «Самара Арене»
6 мая 2018
3192
2
В воскресенье, 6 мая,     в 17:00 состоится второй тестовый матч. «Крылья...
В Самаре ограничат движение транспорта на Ново-Вокзальной
11 мая 2018
2738
Речь идет про участок от улицы Стара-Загоры до Московского шоссе.
Прошлое и настоящее парка Гагарина. Виртуальный гид
2 мая 2018
4442
Парк Гагарина «родился» 9 июля 1976 года, и в ближайшее воскресенье парк отпразднует...
Новая «старая» набережная. Виртуальный гид
30 апреля 2018
2185
Длина самарской набережной около пяти километров. 
Новая набережная. Виртуальный гид
1 мая 2018
2298
1
Вторая очередь набережной между  бассейном «ЦСКА ВВС»  и заводом...
Киноизмышлизм. «Тоня против всех» - рок-н-рольщица на льду (18+)
30 апреля 2018
1730
Ледяная стерва – так российские прокатчики хотели перевести фильм «I, Tonya»....
Киноизмышлизм. «Скиф» - только хардкор (18+)
1 мая 2018
1685
Раз в год и Фонд кино стреляет. Когда в прошлом году в России анонсировали историческое фэнтези...