Газ в Самаре. История

В рамках экологического лектория нашего издания состоялась очередная встреча. Участники узнали, когда в Самару пришел первый газ и какими достижениями в сырьевой отрасли наш регион может по праву гордиться. О специфике транспортировки метана и устройстве газопроводов слушатели лектория узнали в музее ООО «Газпром трансгаз Самара».

Сначала была нефть

Своим появлением в Самаре природный газ обязан другому полезному ископаемому - нефти, поиски которой в губернии начались в XIX веке.

- Тогда поиски не увенчались успехом, скажем так - недобурили. Максимальная глубина скважины не превысила 500 метров. Столько позволили технологии и оборудование того времени. Знаменитую девонскую нефть в 40-е годы XX века добыли с глубины в три раза большей - примерно с полутора километров, - рассказала ведущий специалист службы по связям с общественностью и СМИ «Газпром трансгаз Самара» Оксана Ларешина. На рубеже веков наш регион был признан неперспективным с точки зрения нефтедобычи. Оспорить этот приговор рискнул знаменитый геолог, академик Иван Губкин.

- Он имел мужество пойти против мнения официальной науки и сказать, что нефть в Поволжье есть. «Ищите и найдете, недра не подведут, если не подведут люди». Не подвели ни те, ни другие. В 1930-е годы Губкин открыл «второй Баку» - нефтяные месторождения между Волгой, Камой и Уральским хребтом, - поясняет спикер. А в конце 1930-х годов на границе Куйбышевской и Оренбургской областей рядом с нефтяными были открыты самостоятельные газовые месторождения. Поиски нефти привели к газу, причем не к попутному нефтяному, а к природному - метану. Однако и это открытие было поставлено под сомнение. Геологи долго спорили, стоит ли вообще добывать газ как самостоятельное топливо. Многие тогда сочли это нецелесообразным. Залежь планировалось сохранить неприкосновенной до извлечения основной массы нефти - для поддержания необходимого пластового давления. Однако главный геолог треста «Бугурусланнефть» Исаак Фурман настоял, чтобы добывать газ как самостоятельное топливо. В 1940 году на научной конференции в Куйбышеве он представил проект первого в СССР магистрального газопровода, который мог привести газ из Бугуруслана на предприятия Куйбышевского промышленного узла.

Фронтовые нужды

До войны проект Фурмана не был реализован. Первые два года Великой Отечественной заводы Безымянки работали на угле, который нужно было привозить из далекой Караганды по железной дороге. Зимой он смерзался, разбивать приходилось вручную - кирками. 

7 апреля 1942 года Иосиф Сталин подписал главный для наших газовиков документ - постановление Госкомитета обороны «О строительстве газопровода Бугуруслан - Куйбышев». Протяженность объекта - 160 километров. Стройка велась чуть более года. Траншеи копали женщины, заключенные, воспитанники военных училищ. При остром дефиците техники им пришлось вручную вынуть 1,8 млн кубометров грунта - лопатами, топорами, кирками и ведрами.

В сентябре 1943 года газ при
шел на Безымянскую ТЭЦ и еще более 50 предприятий области. Метан заменил привозное твердое топливо и значительно облегчил жизнь промышленников. С сентября 1943 по июль 1945 года промышленные предприятия Куйбышева получили 260 млн кубометров газа. Этот объем заменил собой 119 тысяч тонн нефти и 370 тысяч тонн каменного угля, для перевозки которого потребовалось бы 20 тысяч железнодорожных вагонов.

Фрагмент трубы того самого, первого в СССР магистрального газопровода как напоминание о великом трудовом подвиге наших предков хранится в музее.

Мирные цели

Сразу после войны началась бытовая газификация города и мирных предприятий. Сегодня Самарская область газифицирована более чем на 95%. Этот показатель является одним из лучших среди регионов России.

Есть у самарских газовиков еще один повод для гордости. Именно на границе Куйбышевской и Оренбургской областей, где когда-то были открыты метановые месторождения, в 1958 году впервые в СССР было создано подземное хранилище газа.

- Зимой мы потребляем газа больше, чем летом, огромная его часть идет на отопление. Для того чтобы сглаживать сезонные колебания в потреблении, летом метан закачивают в подземные хранилища. Чаще всего они создаются на базе выработанных месторождений. Зимой, когда потребление максимальное, газ выкачивают и подают потребителям. Сейчас на территории Самарской области функционирует четыре подземных хранилища газа, - рассказала спикер.

Добраться от месторождений до потребителей по магистральным газопроводам метану помогают компрессорные станции. Газу нужен импульс для движения. Поэтому вдоль магистрали на расстоянии примерно в 100 километров друг от друга расположены компрессорные станции. Газоперекачивающие агрегаты нагнетают давление, благодаря чему газ получает ускорение и продолжает свой путь под землей до следующей станции.

Из магистрального трубопровода «голубое топливо» попадает в газопровод-отвод, который завершается на газораспределительной станции. На ней давление снижается до того уровня, который выдерживают городские или поселковые сети. Метан не пахнет, но он горюч и взрывоопасен. Для того чтобы в быту можно было определить утечку, на распределительных станциях происходит одоризация. В газ добавляется вещество с резким запахом. Такое «ароматизированное» топливо и поступает в сети города.

Дата: 19 октября 2017 , 10:22
773
Автор текста: Оксана Анищенко
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
21 апреля 2018 , 10:02
183
Высота струй будет достигать 20 метров.
21 апреля 2018 , 08:56
212
Представители бизнеса, власти, общественники, архитекторы и археологи на круглом столе обсудили...
21 апреля 2018 , 08:51
220
В среду, 18 апреля, в Международный день памятников и исторических мест, самарцы на разных...
21 апреля 2018 , 08:48
184
10 апреля на Новой сцене Большого театра состоялся гала-спектакль «Князь Владимир Красно...
21 апреля 2018 , 08:44
339
В пятницу, 20 апреля, генеральному директору Самарского академического театра драмы имени...
21 апреля 2018 , 08:37
262
20 апреля 1832 года в Санкт-Петербурге впервые в истории России было проведено успешное...
21 апреля 2018 , 08:35
661
На этой неделе в центре обсуждения вновь оказалась тема строительства крематория на территории...
21 апреля 2018 , 09:56
123
3 апреля 16 команд отправились в городское приключение #Самараbest, в конце которого можно было...
20 апреля 2018 , 20:31
578
Днем в пятницу, 20 апреля, в торговом центре сработала пожарная сигнализация.  
20 апреля 2018 , 19:49
439
Старт тестовых рейсов намечен на субботу, 21 апреля, воскресенье, 22 апреля, и на воскресенье,...
Выбор читателей
Выбор редакции
У шоколадной фабрики сносят здание автомойки и кафе
17 апреля 2018
3062
В Самаре продолжается работа по ликвидации самовольных построек. 
 В Самаре появились места памяти жертв трагедии в Кемерово
27 марта 2018
2383
Жители оставляют на улицах игрушки и цветы в память о детях, погибших при пожаре в ТЦ...
28 марта 2018
2331
Подозрительный предмет обнаружен в районе бывшего ДК «Современник».  
Как передвигаться по центру Самары во время ЧМ-2018
19 апреля 2018
2116
Как будет организовано движение транспорта в районе площади Куйбышева, где расположится фан-зона...
Где чаще всего бьются самарские водители
3 апреля 2018
1880
С начала 2017 года в Самаре произошло более 500 ДТП, в которых погибли или пострадали люди....
В апреле изменится расписание движения электричек из Самары до Жигулевского Моря
26 марта 2018
1097
С 1 апреля поезд № 6302/6301 по рабочим дням будет ходить от станции Пятилетка (отпр. 4.50) до...
В Самаре в 2018 году картами отремонтируют 38 участков дорог. Список улиц
2 апреля 2018
899
1
Работы выполнят компании «НПФ «XXI век» и «Автодоринжиниринг».
Голкипер Петер Шмейхель - о морозе, новом стадионе и ЧМ-2018
19 апреля 2018
1283
О том, зачем он прибыл в  Самару и какие прогнозы дает на  предстоящие матчи, - в...
Меньше всего безработных насчитали в Самарском районе
2 апреля 2018
644
Как зарегистрироваться на бирже труда и получать пособие.
Болельщиками ЧМ-2018 в бесплатных поездах забронировано более трети мест
22 марта 2018
629
Перевозить их будут доппоезда на 30-ти маршрутах.