В свете ж вот какое чудо

27.06.2013

49

Автор:

В свете ж вот какое чудо

«Зритель должен не просто прослушать, а услышать»

На прошлой неделе в Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы «Сказка о царе Салтане» на музыку Римского-Корсакова. Накануне режиссер из Москвы Иван Фадеев рассказал «СГ» о том, как он работал над спектаклем.

— К произведениям Пушкина я обращаюсь часто — ставил балет «Золотой Петушок», делал кремлевские елки по мотивам его сказок. Как правило, все, что в моем творчестве было связано с Пушкиным, выливалось в буффонаду. Если я работал со сказками, то вносил туда свою долю иронии. Добавить в оперу своего нельзя, можно только сократить, что мы и сделали. Но такие купюры стали уже почти традиционными. Сейчас вообще редко можно встретить несокращенный вариант оперы — вспомним хотя бы недавнюю премьеру «Князя Игоря» Юрия Любимова в Большом театре. Формат времени в наши дни совсем другой. Зритель требует визуализации, наслаждается не только голосом, но и темпом происходящего на сцене. Но сокращения должны быть сделаны грамотно, чтобы не нарушать целостности постановки.

В свете ж вот какое чудоДля меня не важно, делаю я спектакль для взрослой аудитории или для детей. Любой зритель должен проникнуть в глубину постановки: не просто прослушать, а услышать, не просто увидеть, а запомнить.

Работа с дирижером для режиссера музыкального театра -это борьба умов, в некотором отношении спарринг. Чтобы работа получилась гармоничной, нужно добиться тонкого чувства партнерства. С Александром Анисимовым (дирижер-постановщик «Сказки о царе Салтане» — Прим. авт.) у нас такой союз сложился.

В работе с художником очень важен человеческий фактор. И, конечно, творческая инициатива — мне не интересно, когда просто выполняют мои указания, для этого есть специальные службы. У меня просто нет времени на то, чтобы контролировать каждую мелочь и все объяснять. Если сам процесс проходит увлекательно, значит, можно быть уверенным в результате. Мы много трудились над оформлением спектакля — это мой второй опыт работы с таким насыщенным контентом. Первой пробой стала «Золушка», которую мы с Виктором Герасименко (художник-постановщик «Сказки о царе Салтане» — Прим. авт.) выпустили год назад в «Новой опере». Теперь мы уже вполне освоились. Первое, что обсуждали в «Сказке о царе Салтане», — проекции, инсталляции и т.д.

Я доволен самарской труппой — люди добросовестно выполняют свою работу. А это непросто, учитывая, что подходит к концу насыщенный премьерами сезон.

Часто случается, что в музыкальный театр я привношу что-то от драматического и наоборот. В меру, конечно. Не заставляю делать то, что труппе не под силу. Если объясняю оперным или балетным артистам психологию их роли, то они начинают совсем по-другому двигаться и ведут себя на сцене более осознанно. Я работал с самарской труппой несколько лет назад, ставил балет «Свадебка». И было очень приятно, когда танцовщики, узнав, что я буду работать с оперными артистами, сказали: «Как мы им завидуем!» Важно, чтобы артист не просто пел или танцевал, а понимал, что было с его героем до и что происходит с ним сейчас. Тогда это настоящий театр.

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации