Не уберегли от любви

29.02.2012

49

Автор:

Не уберегли от любви

Красиво и со вкусом

25 февраля на сцене Самарского театра оперы  и балета была представлена премьера — балет со сложным названием «Тщетная предосторожность».

В прежних редакциях произведение именовалось проще: «Влюбленные взаперти» или «Плохо сбереженная дочь». Кстати, последний вариант ближе остальных к оригиналу — он четко отражает фривольную интригу произведения, которую скрывает тщательная ретушь современной постановки.

Историческая премьера состоялась тремя столетиями ранее — 1 июля 1789 года в Бордо. Балет произвел фурор, и отнюдь не благодаря непристойной фабуле — в те времена можно было увидеть спектакли и пооткровеннее. Шум вокруг балета подняла его концентрированная народность, что для галантных французских подмостков оказалось совсем уж из ряда вон. Судите сами. Во-первых, к этому балету музыка не сочинялась специально -автор Жан Доберваль использовал исключительно фольклорные напевы. А во-вторых, героями выступили представители рабоче-крестьянской среды, а не боги и богини или на худой конец дворяне.

Сюжет произведения прост ровно настолько, чтобы быть понятным в немом искусстве. Марцелина всячески препятствует первой любви своей дочери Лизы. Тому есть вполне логичное оправдание, ведь влюблена Лиза в бедного крестьянина Колена, у которого из всех достоинств — умение танцевать, веселиться и трепетно трогать девушку за плечи. Ситуация осложняется тем, что любовь взаимна. Что совершенно некстати, поскольку к бедной Лизе с завидной регулярностью сватается сын нотариуса, который, может, и не столь хорош, но надежен. А это — по признанию, пожалуй, любой матери — гораздо важнее, чем красота, мужская стать и скромные букеты полевых цветов. В итоге изобретательная в своей алчности Марцелина решает запереть легкомысленную дочь в чулане, что и делает. И все бы ничего, кабы в том же чулане не прятался нищий, но гордый и настойчивый Колен.

Так что же остается в балете за вычетом его нарочитой демократичности, которой сегодня никого не удивишь, и пошловатого сюжета? Остается оригинальный жанр и прекрасная хореография. Правда, с таким составом постановщиков иначе быть не могло. Хореограф — художественный руководитель балетной труппы, заслуженный артист России, лауреат премии им. Мориса Бежара Кирилл Шморгонер, а дирижер — лауреат международных конкурсов Виктор Куликов. Исполнители заглавных партий: лауреаты международных конкурсов Екатерина Первушина и Виктор Мулыгин и в другом составе — заслуженные артисты России Марина Дворянчикова и Алексей Турдиев.

Притягательная простота постановки становится еще одним шагом к высокой цели, которую, судя по всему, делает своей миссией Самарский театр оперы и балета: нести высокое искусство в широкие массы. Действительно, здесь есть все, что может понравиться зрителю: доступный сюжет, красивые яркие декорации, мужчина, переодетый в рыжеволосую женщину, комичные ситуации и, конечно, сложновыполнимые балетные экзерсисы, которые раскрываются в многогранном блеске.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации