Бал от маэстро Анисимова

21.02.2013

50

Автор:

Бал от маэстро Анисимова

Главный дирижер самарской оперы представил музыкальные раритеты

Зрители, пришедшие в Самарский академический театр оперы и балета на концерт-бенефис «Маэстро Александр Анисимов приглашает», могли увидеть редкую картину — оркестр на сцене, а не на привычном месте — в оркестровой яме. Еще одним сюрпризом стал ведущий вечера — народный артист России Святослав Бэлза, представлявший симфонические номера и оперные партии. Известный телеведущий в своей легкой и непринужденной интеллигентной манере рассказывал трогательные и смешные истории из жизни композиторов и театральные байки. Программа бенефиса Анисимова была составлена очень сбалансированно и концептуально, чередуя оперные и симфонические номера. Как заявлял дирижер еще в конце прошлого года, «главное, чтобы публика услышала произведения, давно или совсем не исполнявшиеся на самарской сцене». При этом в программке чередовались как известные широкой публике фамилии композиторов — Вивальди, Чайковского и Пуччини, так и когда-то популярные, но сейчас почти забытые Глиэра и Гречанинова. Как не преминул заметить Бэлза, предваряя концерт: «В России так много музыкальных гениев, причем таких, что каждый сделал бы честь любой другой стране, но, увы, из-за того, что их так много, некоторые незаслуженно забыты, а произведения почти не исполняются».

Вечер начался с сюиты из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» в концертном исполнении. Нежный дуэт Наташи Ростовой и Сони в исполнении Татьяны Горшковой и Антонины Ревуцкой, задумчивый монолог о смысле жизни князя Андрея Болконского (Андрей Формазов) и величественная ария Кутузова (Андрей Антонов), и главное -игра оркестра, все вместе слушалось на одном дыхании. И даже выглядело как некий эскиз или даже проба на публике будущей возможной полноценной постановки. Следующие два симфонических номера были настоящим раритетом — музыка Рейнгольда Глиэра — концерт для колоратурного сопрано с оркестром и танец советских моряков из балета «Красный май». Последний, являясь переработкой некогда популярной песни «Яблочко», необыкновенно воодушевил публику. Виртуозная аранжировка несложного мотива звучала с эпическим размахом и продемонстрировала красочное звучание и мастерство музыкантов самарского оперного оркестра. Еще одной музыкальной редкостью стало исполнение Анатолием Невдахом арии Алеши Поповича из оперы Александра Гречанинова «Добрыня Никитич». Но самые громкие аплодисменты в первом отделении концерта сорвали Василий Святкин и Татьяна Гайворонская, поочередно блеснув мастерством вокала в эпиталаме Виндекса из оперы Рубинштейна «Нерон» и арии Лауретты из пуччиниевской «Джанни Скикки». Последовавшие за тем узнаваемые мотивы «Времен года» Вивальди и «Итальянского каприччо» Чайковского были включены в программу, чтобы «разгрузить» зрителя. А кроме того, это продемонстрировало возможность оперного оркестра достойно выступать с филармоническим репертуаром.

Во втором отделении концерта публике представили финальный акт оперы Джакомо Пуччини «Тоска», где главные партии исполнили приглашенные из Москвы и Перми, но хорошо известные самарской публике солисты — Михаил Губский и Ирина Крикунова. Сочетание вокального мастерства и драматического дара этих артистов сделали трагическую развязку сюжета по-настоящему поэтичной и душещипательной.

И, конечно, самое главное -весь концерт-бенефис Александра Анисимова продемонстрировал не только его мастерство, организаторские способности и вкус, но и удачный результат эксперимента по возвращению забытой классики на местную сцену, и расширение диапазона оркестра. По сути, Анисимов опробовал на публике возможность музыкантов и солистов оперы выйти за пределы своей ниши в культурно-развлекательной сфере города и конкурировать на одном поле с филармонией.

— С Анисимовым я знаком очень давно, еще со времен его работы в Большом театре Белоруссии. Меня всегда располагала к себе дирижерская манера Александра Михайловича. Он действительно настоящий мастер. И знаете, у оркестрантов есть такое выражение: пока дирижер идет от кулис до своего пульта, мы уже знаем, кто будет хозяином в оркестре — мы или он. Так вот, даже критики отмечают, что Анисимов умеет чужим оркестром дирижировать, как своим. Ведь заслужить уважение оркестрантов не так просто. И меня еще притягивало то, как одинаково хорошо удается Анисимову исполнять и симфоническую музыку, и оперы, и балеты. Обычно среди дирижеров идет спецификация на чем-то одном, — поделился мнением Святослав Бэлза.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации