Алла Набокова: «Ценно, когда зрители узнают себя в персонажах»

27.06.2016

56

Автор:

Алла Набокова: «Ценно, когда зрители узнают себя в персонажах»

«Витражи» уже 21 год находятся на театральной карте Самары. Своего помещения пока нет, но зато есть преданная публика и репертуар, рассчитанный на зрителя от 2 до 100 лет. Директор и актриса театра «Витражи» Алла Набокова рассказала о недавних победах и предстоящей премьере.

Чем суровее жюри, тем ценнее награды

— Мы только что вернулись с фестиваля «Мир театра и кино на подмостках Петербурга». Мы не в первый раз ездили на этот форум. Жюри в нынешнем году было еще более представительное и строгое, чем прежде. Возглавлял его народный артист РФ Иван Краско, в составе: главный режиссер театра «Балтийский дом» Владимир Тыкке, народный артист РСФСР Ро-
ман Громадский. На фестивале помимо жестких разборов работ еще и очень серьезная конкуренция: выступают коллективы со всей России, в том числе из Сибири, Санкт-Петербурга и Москвы. Мы заняли второе место и получили награды в четырех номинациях. Главная наша гордость — за «Раскрытие военно-патриотической темы». Мы возили спектакль «Неодушевленный враг» по прозе Андрея Платонова. Жюри отметило, что артисты хорошо освоили сложный язык писателя, сделали его своим. Уже в июле мы собираемся на фестиваль «Море. Вдохновение. Театр», который посещаем почти каждый год. Повезем туда сказку для самых маленьких «Теремок». Из самых важных планов на будущее — предстоящая премьера спектакля «Ящерица» по пьесе Александра Володина. Надеемся выпустить ее осенью, в начале следующего сезона. Это спектакль о нашем обществе. В пьесе идет речь о первобытно-общинном строе, но, как выясняется, мало что изменилось за тысячелетия.

— Как визуально будет выглядеть спектакль? Вы будете в шкурах?

— Режиссер-постановщик Станислав Горковенко придумал стилизованные костюмы: не совсем шкуры, но отсылка к тому периоду. И в то же время будут переклички с современным обществом — герои станут общаться в жанре ток-шоу. 

Требуется пополнение


— Насколько постоянный состав труппы в театре?

— Костяк у нас сложился много лет назад: помимо меня и художественного руководителя Станислава Горковенко — Дмитрий Давыдов, Николай Борисов, Глеб Набоков, Марина Кислова. Эти люди с нами уже не менее семи лет. В течение прошлого года труппу пополнили выпускницы Самарского института культуры Юлиана Ткач и Людмила Кряченкова, а также его студентка Жанна Якунина. Я не подозревала, что сейчас бывают такие девочки. Они очень ответственно подходят ко всей работе. У нас же нет гримеров, костюмеров, и приходится выполнять много разных функций.

— Сейчас вы испытываете недостаток в артистах?

— Да, у нас очень острая необходимость. Кроме того, и профессиональные осветители нам тоже нужны. В этом году пришли замечательные художники, заинтересованные в своем деле. У нас прекрасный звукорежиссер — Елена Филатова, потрясающий профессионал. Но у нас нет ставок… Мало того, ни в одном спектакле у нас нет замен: болеть вообще нельзя. Температура 39 — пей жаропонижающее и выходи на сцену. Мы даже ограничены в выборе пьес своим маленьким актерским составом. Хочется обратиться к основоположнику русской драматургии — Островскому, но не хватает людей. Два года назад я ходила к Вячеславу Гвоздкову (генеральный директор Самарского академического театра им. М. Горького. — Прим. авт.), он разрешил приглашать своих актрис, если они не заняты в репертуаре. С нами работают Ольга Агеева и Евгения Аржаева.

Алла Набокова: «Ценно, когда зрители узнают себя в персонажах»

Чехов и Есенин — в списке избранных

— Какой спектакль можно назвать долгожителем?

— «Дело №0» мы играем уже восемь лет, и он пользуется неизменной популярностью. Это удачный вариант хорошей комедии в жанре буффонады с трогательными и смешными героями, это текст Антона Павловича Чехова, поднимающий вечно актуальные проблемы.

— Как правило, у каждого театра существует программный спектакль. У вас такой есть?

— Каждый наш спектакль я люблю как очередного ребенка. Но самый любимый все же есть — «У белой воды» по прозе Есенина. Может быть, потому, что он необычный. Сергея Александровича же знают как поэта. «О, это поэтический спектакль, стихи будете читать?» Этот рассказ автор сам много критиковал. Мы когда готовили спектакль, много путешествовали по есенинским местам, читали все его произведения по многу раз, насыщали небольшой текст вдохновением творческого мира поэта. В его тексте много народного, «от корней», того, что нас питает. Может быть, мне это близко, поскольку у меня в семье много долгожителей. Я ведь застала не только своих прабабушек и прадедушку, но и прапрабабушку и прапрадедушку. Дома у меня есть мебель из приданого моей прабабушки. Мой прапрадед был приказчиком у купца Шихобалова и его дочерям сделал приданое. Это корни, может быть, питают нас на уровне подсознания и дают силы артистам и некую магию этому спектаклю.

«Самая большая радость, когда приходят дети с родителями»

— В чем вы видите главное отличие «Витражей» от других театров города?

— Мы театр для всей семьи. Наши коллеги в основном работают для взрослого зрителя, ставя спектакли для детей только на Новый год. На наши же воскресные спектакли родители идут с ребятней от двух лет. Для многих 2-4-летних зрителей мы — первый театр, даже раньше кукольного. Ростовые куклы и артисты встречают детей в фойе, играют с ними. Происходящее там всегда привязано к тому, что будет на сцене. Подобная практика есть во многих солидных театрах для детей, таких как Московский детский музыкальный театр имени Наталии Сац. Таким образом, маленькие зрители постепенно входят в атмосферу спектакля. Потом эти дети вырастают. Многие родители сначала приходили к нам с малышами, теперь — с подростками. Мы надеемся, что, когда эти подростки вырастут, они приведут к нам своих детей. Самая большая радость, когда приходят дети с родителями. Школьные походы — это не то, что нужно для восприятия искусства. Хотя на нашей практике было такое, что на военных спектаклях дети плачут. Значит, они полностью отдаются тому, что происходит на сцене. Конечно, в наше сложное время люди хотят отвлечься от проблем, но театр не может быть только развлечением. Он должен затрагивать струны души и сердца, давать пищу для ума. В репертуаре «Витражей» мало комедий, в основном серьезные спектакли. Это, к сожалению, негативно сказывается на финансовой стороне. Мы много уделяем внимания воспитанию патриотизма — подобные спектакли у нас для зрителей всех возрастов: «За Родину!» — от четырех лет, «Неодушевленный враг», «Дети войны» — для подростков, «Пусть тебе не будет страшно» — для взрослых.

— В чем ваше преимущество перед другими коллективами?

— Мы более мобильные. Можем оперативно реагировать на изменения в обществе, нужды города. Вообще, театр — это, как принято говорить, трибуна, с которой можно говорить о наших проблемах и вести за собой массы. Но я бы не хотела видеть в театре чтение морали: «Это хорошо, а это плохо». Я говорю не только про спектакли для детей, но и для взрослых. Ценно, когда зрители узнают себя, своих знакомых в персонажах на сцене. Говорят, что сейчас у нас культурный кризис, а потом будет скачок. Скорее бы! Мы для себя решили: пусть мы ничего не зарабатываем, но будем стараться сохранить крохи культуры, потому что интерес к ней все равно вернется. Зрители пишут нам отзывы, и много раз уже мы читали, что после спектакля «Счастливая» пришли домой и начали читать тексты Тэффи («Мы и не знали, что такая писательница есть!»), Есенина, Толстого… Это же самое важное — желание обратиться к бессмертной русской классике.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации