Александр Анисимов: «Сегодня мы реанимируем театр»

06.12.2012

33

Автор:

Александр Анисимов: «Сегодня мы реанимируем театр»

Главный дирижер и художественный руководитель Самарской оперы поделился планами и приоритетами

— Что необычного для зрителя готовит театр в ближайшее время?
— В начале декабря будет творческий вечер, посвященный композитору Сергею Слонимскому. Когда мы его задумывали три месяца назад, то, конечно, хотели, чтобы мэтр был на сцене. Но, к сожалению, здоровье пока не позволяет Слонимскому покидать Петербург. Поэтому вести вечер будем мы вместе с заслуженным работником культуры России Светланой Хумарьян. Она была рядом все те периоды, в которые он работал в Самаре, а я его помню еще со своих школьных лет. Молодой композитор, аспирант консерватории приходил к нам, в училище имени Глинки, играл свои произведения, рассказывал о музыке. Был очень хорошим пианистом и знатоком фольклора. Потом, когда я стал профессиональным дирижером, одними из первых произведений, с которыми я выступил в Михайловском театре, были работы Слонимского. И я рад, что в Самаре снова встречусь с его музыкой. Мы исполним отрывки из опер без костюмов и декораций, в концертном варианте.

— Какова приоритетная задача в репертуарных планах театра?
— Сейчас главная наша идея — возродить классический репертуар. Под этим словом я имею в виду не только музыку XIX века, а всю ту обойму, без которой не могут опера и балет существовать: «Пиковая дама», «Мадам Баттерфляй», «Травиата» и так далее. Наш театр пережил сложный период за те пять лет реконструкции здания и мытарств по сценам Дворцов культуры. За это время мы утратили многие декорации и костюмы. А те спектакли, что были поставлены на чужих сценах, не подходят для нашей. Поэтому приходится все делать заново, фактически мы реанимируем театр.

— Будет ли участвовать Самарский оперный театр в конкурсе «Золотая маска»?
— Сейчас уже точно узнали, что не будет. Мы хотели представить там «Бориса Годунова». Многие города не попали в финал. Но, честно говоря, у нас есть над чем работать. Правда, уже второй год представители самарской оперы приглашаются в жюри фестиваля. В прошлый раз им был наш ведущий бас Андрей Антонов, теперь — я. И, считаю, это почетная ситуация, что наш театр представлен таким образом. Кроме того, у «Золотой маски» есть своя специфика. Они хотят видеть что-то необычное, скандальное, эпатирующее. При этом не всегда это идет в русле театра.

— Какие ближайшие постановки?
— В конце марта планируется «Аида», а в декабре 2013 года — «Евгений Онегин». Но между ними тоже будут интересные работы. Например, «Сказка о царе Салтане». Причем эта опера изначально написана не для детей, а, как и другие сказки Пушкина, обращена к взрослой аудитории. Но мы хотим сделать постановку семейной, поэтому будет сделана специальная редакция, для детей и семейного просмотра. Я говорю не о цензуре, а о необходимости сделать спектакль красивым, зрелищным, с чудесами, которые надолго запомнятся маленькому зрителю. «Аиду» будут ставить Юрий Александров (лауреат «Золотой маски», руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера». — Прим. ред.), художник Вячеслав Окунев и как дирижер — я. А в конце сезона балетный коллектив представит «Даму пик». Это по мотивам Пушкина и Чайковского, но только по мотивам, потому что композитор — наш современник Александр Чайковский. Ставить будет Кирилл Шморгонер (художественный руководитель балетной труппы. — Прим. ред.).

Александр Анисимов: «Сегодня мы реанимируем театр»— А почему вместо новой постановки «Евгения Онегина» не возобновили последнюю версию пятилетней давности?
— Тот спектакль был достаточно спорным, и к тому же все-таки хочется обновить репертуар. Плюс та версия рассчитана на маленькую сцену ДК им. Дзержинского, поэтому сейчас хочется полноценный, классический вариант.

— К какой эстетике сегодня тяготеет театр в оперных постановках?
— Мне ближе, когда, несмотря на классическое оформление, спектакли получаются с интимными интонациями и эмоционально динамичными. Мы попросили итальянского режиссера ставить «Травиату» так, как он бы делал это у себя дома. Для публики, которая, если что не так, может и начать свистеть и топать и даже кинуть что-нибудь на сцену. У нас-то такая спокойная, выдержанная аудитория, она может только тихонечко уйти в антракте. И режиссер нам пообещал, что «да, я умру в актерах». А я попросил художника Соловьеву, чтобы она сделала роскошный спектакль. И получилась такая постановка, которая вызывает чувство раздражения у тех, кто хочет видеть что-то необычное, с ног на голову поставленное. И чувство восторга у тех, кто ждет в хорошем смысле сказки. Ведь у нас парадоксальная ситуация, в опере — чем больше неправды, тем нам больше верят! (смеется)

— Почему в театре, кроме Слонимского, не звучит музыка ныне живущих композиторов?
— Большинство театров на сегодня поставить современную оперу, и не одну в сезон, не могут себе позволить. Я знаю из таких только финскую оперу, которая таким образом пропагандирует своих отечественных композиторов, и американскую. В «Метрополитен», например, идет «Никсон в Китае». Вот они рискуют, они вкладывают огромные средства, чтобы это было роскошно, интересно, но и то идет недолго. А вот наш Большой театр, ну, рискнул поставить «Детей Розенталя» и все, на большее у них нет запала. Другие театры пытаются экспериментировать, но это исключения. Есть тому причина, и я сейчас не готов ее обнажать. Сейчас пытаюсь, и мне удается играть на филармонической сцене музыку современных композиторов. Вообще, филармоническая жизнь сегодня опережает оперную и балетную. Я живу с надеждой, что после того как мы утолим голод и жажду классических постановок на нашей сцене, то обязательно прошумим какой-нибудь необычной оперой по типу «Видения Иоанна Грозного».

— А что уже точно планируется на следующие два-три сезона?
— У нас в «портфеле» лежат «Севильский цирюльник», «Волшебная флейта», «Фауст». Обсуждаются планы по композиторам ХХ века: Прокофьев — «Огненный ангел», Шостакович — «Леди Макбет Мценского уезда». Я думаю, что никакая опера не может без «Кармен». Многие театры любят начинать и заканчивать сезон концертами. Мы решили сделать акцент на премьерах. В этом сезоне открылись «Травиатой», а в следующем — «Севильским цирюльником». Впереди у нас 2015 год, когда будет праздноваться юбилей Чайковского. Мы обязательно кроме «Евгения Онегина» поставим что-то еще. Например «Пиковую даму», главное — успеть воспитать Герман-на в нашей труппе.

— Вы изучаете свою публику?
— Во-первых, у нас есть сайт, и я внимательно читаю отзывы, которые там оставляют зрители. А кроме того, хотя я живу здесь всего год, я уже обрастаю разными знакомствами и мне интересно слушать мнения людей, профессионально далеких от музыки.

— Почему?
— Я не люблю слушать мнения коллег, я больше всего доверяю себе.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации