Александр Анисимов: «Не все могут позволить себе шесть премьер за сезон»

28.08.2014

34

Автор:

Александр Анисимов: «Не все могут позволить себе шесть премьер за сезон»

Главный дирижер и художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Анисимов рассказал об итогах прошедшего сезона, об открытии камерного зала и премьере 2015 года -«Пиковой даме».

Открытие камерного зала
 
— Театр готовится к открытию Малого зала. Чтобы начать функционировать, он должен, как любой новый строительный объект, соответствовать определенным параметрам: иметь систему кондиционирования, отвечать требованиям пожарной безопасности и так далее.
 
Для творческого состава — оперной труппы, оркестра, для себя лично — я поставил конкретный срок. С режиссером Михаилом Панджавидзе мы запланировали первый спектакль на этой сцене ориентировочно в конце октября. Это будет время Фестиваля им. Аллы Шелест, весь театр будет гудеть балетом. Между спектаклями балетного фестиваля мы пригласим публику в Малый зал на оперную премьеру.
 
Открытием Камерного зала станет триптих старинных барочных опер. Три миниатюры, объединенные одной идеей — жизнь театра. Опера Гайдна «Избрание капельмейстера» — для трех исполнителей. Интермеццо Чимарозы «Дирижер оркестра» (солист бас-баритон). Третье произведение — опера Моцарта «Директор театра» (действующие лица: две примадонны, которые очень «любят» друг друга, каждая считает, что она первая, директор театра и антрепренер).
 
Мы хотим ставить на малой сцене и современные оперы, например, «Человеческий голос» Пуленка, «Отец Сергий» Лабанова, «Ожидание» Шенберга и др. Зал предполагает и концертные вечера — вокальные, инструментальные.
 
Я люблю большие, масштабные проекты. Но близка мне и малая форма. Это позволяет перейти от движения по бескрайнему океану к созерцанию прозрачного красивого ручейка, изучению каждой детали. Кроме того, малая сцена предполагает интересные эксперименты, мобильность — уменьшаются сроки на подготовку. И, наконец, сокращается дистанция между публикой, и это очень привлекает.
 
Мне кажется, в дальнейшем, после небольшого балетного спектакля на основной сцене или в воскресенье после дневного спектакля, мы можем приглашать публику, купившую двойной билет, в Малый зал на одноактную оперу. Это было бы красивое дополнение.
 
«Рекордный» ушедший сезон
 
— Прошедший сезон стал третьим на моем посту художественного руководителя Самарского театра. Я очень горжусь результатом. Три оперы: «Севильский цирюльник», «Евгений Онегин» и «Флория Тоска». Из них две последние -монументальные произведения. В конце прошлого сезона мы показали «Севильского цирюльника» комиссии «Золотой маски». Надеемся, что получим номинацию и поедем в Москву. Плюс масштабная постановка балета «Корсар».
 
Мы представили три серьезных фестиваля: классического балета им. Шелест, «Басы XXI века» и оперный фестиваль «Лики любви». В рамках программы «Маэстро Анисимов приглашает» состоялся показ концертной версии оперы «Паяцы», которая имела серьезный резонанс. Это было не просто концертное исполнение, а так называемый semi-stage: с действием, с контактами исполнителей, с движением.
 
Для оркестра прошедший сезон стал пиком, можно сказать, бенефисом. С каждой премьерой музыканты набирали. Кульминацией этого стала премьера «Тоски».
 
Сезон предстоящий
 
— Наш театр финансируется государством. Правительство не всякой страны позволяет себе такую роскошь — оперный театр. Кроме того, не все региональные театры (не люблю слово «провинциальный») находятся в таком же положении, что и мы. Не все могут позволить себе шесть премьер за сезон и такой уровень зарплаты.
 
В конце года мы будем делать концертную, но фундаментальную версию оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, которую представим в декабре. В ожидании поддержки министерства культуры Самарской области мы будем готовить «Богему» Пуччини. Это заказ наших ирландских партнеров, которые хотели бы этот спектакль пригласить в 2016 году в Дублин и Белфаст.
 
И третья премьера — спектакль «Пиковая дама». Постановочная группа — режиссер Михаил Панджавидзе, я и главный художник нашего театра Елена Соловьева. Премьера запланирована на конец мая — начало июня. Это связано с тем, что в мае исполнится 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Это будет драматически насыщенная постановка. При этом действие не будет перенесено ни на Луну, ни в доисторическую эпоху или в XXII век. Постараемся сделать красивый постановочный спектакль.
ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации