Встречи с «Современником»

12.07.2012

78

Автор:

Встречи с «Современником»

Кредит доверия кумирам неограничен

Труппа театра «Современник» впервые за тридцать лет приехала в Самару. Радость общения с любимыми артистами подарило городу концертное агентство Татьяны Ефремовой «ТЕ-Арт-Шоу».

В гастрольной афише театра значились три спектакля: «Вишневый сад», «Трудные люди» и «С наступающим…». В связи с болезнью Игоря Кваши, оставшегося в Москве, спектакль «Трудные люди» был заменен на «Пять вечеров» с Евгенией Симоновой и Сергеем Гармашом в главных ролях.

ВИШНЕВОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ
«Вишневый сад» — спектакль не новый, ему пятнадцать лет, но для театра очень важный. Все ключевые роли заняты ведущими актерами театра: Мариной Нееловой, Валентином Гафтом, Сергеем Гармашом. Одна из самых значимых и популярных пьес мировой драматургии. Декорации Павла Каплевича, костюмы Вячеслава Зайцева. От этого спектакля ожидали очень многого.
Шквал аплодисментов любимым артистам. Словно специально для этого создана одна из первых мизансцен: все звезды выстроились рядком и замерли, ожидая, когда схлынет волна приветствий. Сначала казалось: они еще не разыгрались. Потом стало понятно: усилия уходят на то, чтобы зрители услышали текст. Акустика театра оперы и балета, вызывавшая много споров, оказалась почти фатальной для драматического спектакля. Позже на пресс-конференции Марина Неелова и Сергей Гармаш признавались, что форсировали звук как могли. Тут уж не до полутонов и оттенков чувств.

Оформление «Вишневого сада» поражает своей консервативностью. Несмотря на эпатажность знаменитого художника Павла Каплевича, единственной смелой деталью сценографии стали вишневые деревья. Словно слепленные руками из пены или папье-маше, они под разным освещением напоминали то ноги балерин с картин Дега, то рельефную карту России. В остальном это был обычный интерьер усадьбы и сада. Трагизма происходящему добавляют качели, взлетающие ввысь сами по себе, словно на них играет погибший сын Раневской.

Галина Волчек — один из немногих режиссеров, который не стал насмехаться над нелепой главной героиней чеховской пьесы, постановщик искреннее жалеет ее. Раневская в исполнении Нееловой — женщина, давно утратившая молодость, живущая всполохами прошедшего счастья, которые она наивно принимает за надежды на светлое будущее. Она не зла и не добра, то, что происходит сейчас и вокруг, ее совсем не заботит. Совсем другое дело Лопахин в исполнении Сергея Гармаша. Страстно влюбленный в Раневскую, отчаянно пытающийся спасти людей, которые сообща рубят сук, на котором сидят, он в ансамбле с Мариной Нееловой порой дает эмоциональную искру. Упрекаемый в возрастном несоответствии роли, Гармаш наполняет ее новым содержанием, привнося лиризм и зрелость.

Яркий и свежий образ — Шарлотта в исполнении Ольги Дроздовой. Комизм этого персонажа доведен здесь до предела — клоунады. Клоунские номера и грим ярче обнажают трагизм героини, врезаются в память.

Можно сказать, что счастливчики, попавшие на «Вишневый сад» «Современника», увидели классический театр. Костюмы, обстановка, интонация, решение персонажей — ничто не оскорбило зрение и слух зрителей этим вечером. Но и открытий не произошло. Новаторский театр, потрясавший умы многих поколений россиян, оставил зрителям приятное послевкусие, не перевернув ни душу, ни ум.

РАЗГОВОРЫ АКТЕРОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТАВстречи с «Современником»
На пресс-конференции Галина Борисовна Волчек со свойственным ей темпераментом клеймила антрепризные постановки, подчеркивая, что смешить зрителей можно и качественным продуктом. В качестве примера она приводила привезенный в рамках гастролей спектакль «С наступающим.».

Этот специальный проект создавался Леонидом Ярмольником и для него. Компанию известному киноактеру и шоумену на сцене составил Сергей Гармаш. Автором пьесы и режиссером спектакля выступил актер, педагог Родион Овчинников, сотрудничающий в качестве постановщика со многими театрами России и зарубежья.

Сюжет прост и праздничен («С наступающим.» был выпущен под Новый год в 2011-м): от известного телеведущего (Леонид Ярмольник) в новогоднюю ночь уходит жена. Оставшись один, он решает праздновать на лестничной площадке, а тут появляется случайно оказавшийся на месте событий его однокурсник, актер-неудачник, подрабатывающий Дедом Морозом (Сергей Гармаш).

Актеры играют талантливо, привнося в персонажей (кстати, созданных специально «под них») большую долю своей индивидуальности. Проблема только в том, что играть здесь особенно нечего. Незамысловатые шутки и предсказуемые сюжетные ходы — заслуга драматурга. Пытаясь создать пьесу «про нас», Родион Овчинников, возможно, не учел, что писать просто — это очень даже сложно. Поэтому текст получился не о том, как говорят и живут люди, а о том, как автор увидел повседневную действительность.

Зрители принимали спектакль «на ура». Особенно импонировал самарцам герой Сергея Гармаша — тертый жизнью, обиженный на жителей столицы, критиков, богатых людей и евреев актер-неудачник. Например, долгие продолжительные аплодисменты вызвала фраза, суть которой можно передать так: «Да вы, москвичи, всех достали, зажрались».

За любимыми артистами, работающими с полной отдачей, было приятно наблюдать. Жаль, что нельзя было их с таким же удовольствием слушать в силу несовершенства пьесы. Наверное, подготовленный гастролями «Современника» самарский зритель сможет претендовать уже на другие, более глубокие спектакли этого театра, а агентство «ТЕ-Арт-Шоу» поможет нам их увидеть.

Творческий вечер Марины Нееловой

Встречи с «Современником»Отдавая должное советской традиции общения артистов со зрителями, в программу гастролей «Современника» включили творческий вечер Марины Нееловой. Текст выступления мог быть отчасти знаком поклонникам актрисы по телепередаче на канале «Культура», где Марина Мстиславовна рассказывала о своей жизни. Но даже те, для кого услышанное было не в новинку, получили колоссальное удовольствие.

Знаменитая по фильмам «Старая, старая сказка», «Осенний марафон», «Дорогая Елена Сергеевна» и другим актриса рассказывала о волшебстве театра и мистике в жизни, о своем стремлении и сбывшейся мечте — поступлении в театральный институт в мастерскую Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд, о киноролях и пути к своей главной сцене — «Современнику».

Обаятельная и ироничная (особенно по отношению к себе) рассказчица, чуткая и тонкая наблюдательница, два с половиной часа Марина Неелова не отпускала внимание зрителей, наполняя вечер сентиментальными воспоминаниями и смешными зарисовками. Талантливый пародист, она ни на секунду не переходила грань дозволенного в своих дружеских шаржах. Кажется, что после ее пародии начинаешь любить того или иного актера еще сильнее — столько нежности и восхищения было в ее изображении Гафта и Дорониной, Раневской и Волчек, Райкина и Теняковой. А ее коллега по театру Нина Дорошина в исполнении Нееловой получилась достовернее, чем в жизни.

В конце вечера Марина Неелова поблагодарила зрителей и пригласила всех на спектакли «Современника»: «Скажете, что вы из Самары, я вас проведу».

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации