В стиле Родченко

30.01.2016

54

Автор:

В стиле Родченко

Известный художник и его окружение в фотографиях

В Мраморном зале художественного музея открылась выставка «Круг Родченко. Стильные люди» совместно с Московским домом фотографии и Мультимедиа арт музеем. В экспозиции представлены фотоработы, на которых запечатлены фотографы, художники, режиссеры своего времени. Среди них Александр Родченко, Борис Барнет, Лев Кулешов, Михаил Кауфман, Лиля Брик, Борис Игнатович. Этот проект посвящен стилю, моде и быту московской богемы золотого века русского авангарда.
 
Фотограф, скульптор, художник, один из ярких представителей русского авангарда Александр Родченко, к сожалению, мало известен в России. Однако на Западе он входит в тройку самых известных российских художников после Малевича и Кандинского. Родченко — родоначальник конструктивизма, а также дизайна и рекламы в СССР.
 
Он родился в Санкт-Петербурге. В 1911-1914 годах учился в Казанской художественной школе, где познакомился с будущей женой — Варварой Степановой.
 
В конце 1910-х годов он впервые заявляет о себе как художник-авангардист, работая с живописной плоскостью, линией и точкой. Спустя десятилетие он завершает этот этап творчества, демонстрируя на выставке «5х5=25» триптих «Три цвета.

В стиле РодченкоЖелтый. Красный. Синий», который становится аллегорией Малевичу и его «Черному квадрату». В дальнейшем Родченко переходит к так называемому «производственному искусству». Выразителем подобной эстетики становится плакат.

Благодаря лаконичным цветам, блокам агитационных текстов и геометрическим композициям плакат одновременно информировал, просвещал и агитировал. С 1923 года Родченко вместе с Маяковским создали более сотни рекламных листовок, плакатов, вывесок. Благодаря усилиям двух мастеров советская реклама 1923-1925 годов явилась образцом политического плаката эпохи конструктивизма. Одновременно Родченко проявляет интерес к фотографии, вначале случайно, когда ему как художнику и театральному декоратору необходимо было фиксировать свои работы на пленку. Яркий экспериментатор, Родченко обращается к жанрам портрета и репортажа, отказываясь от традиций. В его первых снимках видны эксперименты с перспективой, ракурсом и точками зрения. Один и тот же предмет рассматривается с различных углов зрения. Эти фотографии стали основой узнаваемого стиля художника. Уже при жизни Родченко его фотографии были широко известны за пределами СССР — с1928 года они регулярно выставляются в галереях США, Европы и других стран.
 

На открывшейся выставке можно увидеть фотоработы как самого Родченко, так и других авторов. Особое внимание на них уделено тому, как выглядели творческие люди — выразители идей авангарда в искусстве. В 1920-е годы прошлого столетия костюм был частью футуристической или конструктивистской эстетики. Круг друзей и знакомых Александра Родченко и Варвары Степановой отличался основательностью в одежде и в то же время художнической свободой жеста.
 
У людей кино — Льва Кулешова или Бориса Барнета — одежда в военном стиле. У них кожаные пальто или куртки, краги, кепки, перчатки с раструбами. Кинорежиссер или оператор хроники, как правило, проводит большую часть времени на улице, поэтому одежда должна защищать от непогоды и в то же время быть заметной для съемочной группы.
 
У фоторепортеров одежда скромнее — либо френч, либо обычная рубашка и брюки. Ведь фотографы не должны выделяться, потому что для них главное — наблюдение.
 
Нельзя не отметить женский стиль. В «Портрете матери» мы видим платье пожилой женщины, жившей еще в то время, когда каждое со словие имело свои приметы в костюме. Чиновники ходили в длинных пальто, разночинцы — в рубашках навыпуск и заправленных в сапоги брюках, женщины-работницы — в длинных платьях из мягкой фланелев ой ткани или ситца в горошек.
 
Здесь же можно увидеть серию фотографий с Лилей Брик, где она предстает в разных образах — для съемок в мастерской Родченко и Варвары Степановой она принесла целый чемодан с разной одеждой.
 
Немало фотографий посвящено стилю самого Родченко и его жены, и стоит отметить, что им нравилось быть в кадре. На снимке Михаила Кауфмана Родченко демонстрирует костюм инженера-конструктора, сшитый по проекту Варвары Степановой. На кинопробах фильма Эйзенштейна Родченко и Степанова выступают в роли приехавших в Россию иностранцев. Вообще одежда Родченко более универсальная, а вот отношение к костюму его жены было более стихийным: она могла быть то телеграфисткой, то парижанкой, то комсомолкой.
 
На выставке также можно увидеть работы самого маэстро, которые демонстрируются на медиарамках. Почувствовать дух эпохи позволяет легендарный фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом».

Выставка продлится до 27 марта Художественный музей, ул. Куйбышева, 92   12+

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации