В самарском музее открылась выставка рисунков Пабло Пикассо

27.09.2016

13

Автор: Татьяна Гриднева

Его «Искушение»

Открывшаяся на прошлой неделе выставка «Пабло Пикассо. Искушение» должна заинтересовать всех, кто хоть немного интересуется изобразительным искусством, и непременно привлечь внимание тех самарцев, которые причастны к художественному творчеству. И дело даже не в том, что это самый откровенный графический цикл величайшего художника XX века под названием Suite 347. В этой серии, казалось бы, легкомысленных рисунков патриарх изобразительного искусства подводит итог всей своей творческой жизни. Когда он создавал этот цикл из почти 350 листов, ему было 87 лет!

Многим художникам известно это состояние, когда, погруженные в себя, они делают множество «почеркушек» на листе бумаги и лишь потом, присмотревшись к линиям, покрывающим чистый лист, «вытягивают» из их хаоса какой-то сюжет, который, возможно, они повторят и разовьют на холсте. Так вот, в выполненных на одном дыхании «почеркушках» Пикассо почти нет ненужных линий. Глаз зачарованно следит, как одна линия, извиваясь, лепит целую человеческую фигуру — со всеми ее объемами и изгибами, в непринужденной позе или в движении. И эта фигура чаще всего женская.

Вся жизнь перед глазами…

О чем вспоминает старый художник? Конечно же, об утраченной молодости, когда порой прекрасные модели становились его страстными возлюбленными. На выставке представлено несколько работ на тему «художник в мастерской». Вот юный живописец рисует обнаженную натуру, а сам просто сгорает от любви к ней. А вот уже модель и автор слились в страстном поцелуе, а за дверью в мастерскую стоит сам папа римский. Это же аллегория!

Удивительно, но в черно-белых рисунках художник повторяет все этапы своего творчества: тяжеловесные и статичные фигуры богинь и гетер с листов, относящих нас в эпоху Древней Греции, напоминают об этапе его творчества, обращенного к античности. Печальные фигуры стариков, с горечью глядящих на полные жизни тела юных красавиц, раскрасятся в воображении подготовленных зрителей в оттенки синего и серого цветов — цветов печали. Эти сюжеты пришли из парижского периода жизни художника. Они навеяны меланхолией импрессионистов и размышлениями о самоубийстве друга Касахемаса, покончившего с собой из-за неразделенной любви к надменной парижанке.

Обнаженные акробатки на лошадях и сцены из жизни кочевого цирка напоминают о «розовом» периоде Пикассо. Скорбь по ушедшему другу не могла длиться вечно, пришел период радости и любви. Молодой Пикассо встречает модель Фернанду Оливье, ставшую вдохновительницей многих известных его произведений. А знакомство с поэтами Жакобом и Аполлинером дарит новую тему, нашедшую воплощение в его картинах — цирк и жизнь цирковых артистов.

А вот и рисунки с причудливо изломанными женскими фигурами — свидетельства творческих поисков художника в области кубизма и абстракционизма.

Воспоминания о Женщине

У Пикассо было много возлюбленных. Однажды он сказал: «К несчастью, а может, и к счастью, я смотрю на вещи через призму любви». Женщины были нужны ему как воздух, они поддерживали огонь его таланта.

Официально гений изобразительного искусства был женат дважды — на русской балерине Ольге Хохловой и на француженке Жаклин Рой. Несмотря на разницу в несколько десятков лет, красавица Жаклин оставалась верной подругой Пикассо до самой его смерти. Она вдохновляла его и на создание цикла Suite 347.

Биографы Пикассо отдают должное Жаклин, которая создала все условия для творческого долголетия Пикассо. Художник отвечал ей взаимностью. Ее портретам кисти мужа посвящен целый зал в музее Помпиду в Париже. Среди рисунков, выставленных в Самарском художественном музее, внимательный зритель разглядит черты последней музы гения. И эту возможность нельзя пропустить!

Отметим, что среди рисунков есть довольно откровенные. Если вы не готовы воспринимать анатомию от Пикассо как искусство, лучше не рискуйте. +18

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации