По словам куратора выставки Сергея Баландина, это уже вторая экспозиция в рамках проекта «Достояние», посвященного исследованию роли культуры в формировании «вечных ценностей» и общих понятий, традиционно воспринимаемых нами как «само собой разумеющиеся». А всего их три.
Авторы-концептуалисты размышляют о том, насколько верны утверждения, что классическое искусство нас возвышает, а природа умиротворяет. И что такое национальная гордость.
Во второй части проекта — выставке «Естество» — объектом художественной рефлексии становится сама матушка-природа.
Экспозицию стоит посетить хотя бы потому, что на ней представлены творения таких известных художников-концептуалистов, как Римма и Валерий Герловины и Олег Кулик. Да, тот самый Кулик, который как-то облаял посетителей московской выставки во время перформанса, в котором он изображал собаку. Этот поступок можно посчитать игрой
на публику и отчаянным желанием привлечь к себе внимание, если не знать творчества этого замечательного нон-конформиста.
К счастью, выставка в «Виктории» дает возможность чуть поглубже с ним познакомиться. И когда видишь его фото музейных чучел обезьян с круглыми, будто застывшими от ужаса стеклянными глазами в цикле Memento mori, смотришь отобранные им кадры, документального фильма 30-х годов об условных рефлексах людей и животных, на которых мучают собак и проводят опыты над детьми и душевнобольными, невольно думаешь: «А кто такой человек, чтобы позволять себе, пусть даже ради науки, такое?»
Поэтому и третий перформанс — фильм Кулика, в котором он становится на четвереньки и облизывает своего пса, подражая его повадкам, не вызывает отторжения. Ведь мы тоже дети природы, и никто не давал нам права уничтожать ее и свысока смотреть на братьев наших меньших. Трагичны и безысходны и фотоработы Игоря Макаревича из серии Homo Lignum, герой которой мечтает превратиться в дерево.
Перформансисты супруги Герловины также говорят нам о разрыве связи с природой, о потерянном рае, который они пытаются воссоздать, залезая вместе со своими детьми на символичное родовое дерево. Их примеру следуют художники нового поколения — Андрей Кузькин и арт-группа «Гнездо», которые черпают вдохновение и творческую силу из общения с деревьями.
Таким образом от раздела «Насилие и эксплуатация» зритель переходит к разделу «Свобода и соучастие». Здесь также можно
увидеть работы самарского автора Оксаны Стоговой, работающей в области ленд-арта и Ильи Федорова-Федотова, создающего арт-объекты с использованием биоматериалов. Художник занимается и мифотворчеством, он создал красивую легенду о том, что на территории Самарской луки обитало удивительное племя, обожествлявшее природу и умевшее ею любоваться.
На выставке представлены видеопоэзия Анны Толкачевой, стихотворение Веры Павловой и еще много произведений классиков современного российского искусства и молодых актуальных художников.
Работы для экспозиции предоставлены Государственным центром современного искусства, Московским музеем современного искусства и самими авторами. 18+
Культура
Культура
Культура
Комментарии
0 комментариев