Выставка швейцарского художника Герарда Вагнера в Самаре
В Музее модерна открылась выставка работ швейцарца Герарда Вагнера, куда вошли 37 произведений из фонда Герарда и Элизабет Вагнер. Экспозиция иллюстрирует одно из направлений развития эстетики конца XIX века — духовный модерн. Художник в своем творчестве большое внимание уделял цвету, и каждый из них имел для него определенное значение. Цвет для него стал тем «материалом», который организует пространство картины.
В нашей стране швейцарский художник Герард Вагнер практически неизвестен, однако его учение о цвете хорошо знают на Западе.
Автор родился в Германии, детство и юность провел в Великобритании. В двадцатилетнем возрасте приехал в Швейцарию, в Дорнах, и попал в мир эскизов и живописных полотен философа Рудольфа Штайнера. Герард Вагнер начал писать собственные картины только в 34 года, в период его творчества с 1940 по1956 год созданы полотна, глядя на которые можно пережить единство формы и цвета.
Вообще интерес к цвету характерен для рубежа XIX и XX столетий. В эпоху модерна цвет становится важным средством в
создании художественного образа. Долгое время была популярна теория Гёте о цвете как о языке природы и отражении внутреннего мира человека. Герард Вагнер, опираясь на эту теорию великого немецкого поэта, создал более трех тысяч полотен. Всю свою жизнь он посвятил изучению цвета, его особенностей не только с формальной точки зрения. Его интересовало также духовное начало в живописи.
Одно из первых впечатлений от картин Герарда Вагнера — это их удивительное сходство с иконами. И дело не только в религиозных сюжетах, определенной символике и «текучести» линий. Его картины практически светятся, будто бы излучают энергию. Во многом этот эффект возникает от сочетания цветов. Также его картины отсылают к творчеству Василия Кандинского и Пауля Клее, которые много внимания уделяли цветовым метаморфозам. В живописи Вагнера важен момент чистого созерцания изображаемого, погружения внутрь картины как таковой. Вот почему его живопись во многом сродни медитативным практикам.
Во время работы выставки пройдут мастер-классы по терапевтической работе с детьми и взрослыми, круглый стол по использованию данного метода в педагогике, а также специализированные экскурсии для людей с ограниченными возможностями и родителей детей-инвалидов, которые будут проведены в рамках общероссийской программы «Доступная среда».
Выставка продлится до 15 февраля. Музей модерна, ул.Красноармейская, 15 (12+).
КОММЕНТАРИЙ:
Татьяна Павлова,
КУРАТОР ВЫСТАВКИ:
• Герард Вагнер — это человек, который из всех представителей духовного модерна довел не только до логического конца, но и до жизненного подвига живопись как таковую. он рисовал с восемнадцати до девяноста трех лет. начиная с двадцатилетнего возраста и до последних лет жизни художник писал под девизом: «не менее шести часов живописи в день». На картинах можно увидеть результат того, как форма может получаться из цвета. Художник не ставил перед собой цель написать то или иное: задуманное рождалось из цвета непосредственно на бумаге. Герард вагнер — это еще и исследователь, человек, который пытался в живописи проиллюстрировать теорию Гёте о цвете и метаморфозах растительных и животных форм.
Комментарии
0 комментариев