Самара многонациональная

21.02.2012

222

Автор:

Нет языка — нет нации

Практически для каждого пятого жителя нашей области русский язык не является родным. И, по мнению кандидата педагогических наук, заведующего лабораторией межнациональных коммуникаций Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Рустама Худойназаровича Махмадназарова, вспомнить в праздник хотя бы несколько слов на языке предков представителям малых народов не составит никакого труда.

УЧАТ В ШКОЛАХ
Сейчас в области более ста школ, где большинство учеников, например, чуваши или татары. В половине из них изучается родной язык. Либо как основной предмет, либо факультативно. В этих школах наша лаборатория организовывает и курирует обучение на родных языках. Общеобразовательных учреждений, где родной язык изучается как предмет, больше чувашских, на втором месте -татарские, затем мордовские и башкирские. Хотелось бы отметить и успешную деятельность национальных культурных центров, руководители которых так же ревностно следят за тем, чтобы национальные языки не теряли своей популярности.

Угрозы их исчезновения нет и быть не может. Еще в 90-х годах начали проводиться олимпиады, различные конкурсы, устраиваться праздники, направленные на сохранение той или иной этнокульту-ры. Сейчас готовится программа по развитию национального образования «Родная школа». Идет популяризация родного языка. Ведь нет языка — нет нации.

НА ПУТИ К ПОНИМАНИЮ
У ребят из татарских, чувашских семей, которые живут в городе, трудностей при изучении русского, как правило, не возникает, даже если дома у них говорят на родном языке. Другое дело на селе — там иногда дети говорят с акцентом. Сложности при общении на русском языке возникают и у детей мигрантов. У тех, кто вынужден обучаться не в своей республике, а здесь, в России. Проще, если в семье один из родителей — русский. Если нет, то самым русскоговорящим становится ребенок. И это для него насущная потребность. Ведь именно через язык люди вливаются в социум, становятся полноправными членами общества.
В советские времена большое внимание уделялось изучению родного языка в каждой республике в составе СССР. В Таджикистане, например, все учили таджикский, будь то русские, узбеки, татары, сами таджики. И это, на мой взгляд, правильно. Люди должны знать не только свой родной язык, но и язык того государства, которое дает им пищу и кров.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации