Самара истинная и кажущаяся

03.02.2012

15

Автор:

Самара истинная и кажущаяся

Сновидения иногда привлекательнее реальности

В Художественном салоне Самарского отделения Союза художников России открылась выставка графики Данилы Сотникова «Сны и реальность».

По признаниям членов Союза, на их памяти это самый молодой художник, персональную выставку которого им приходилось открывать. Даниле в этом году исполнится только двадцать шесть, и, к слову, впервые он выставлялся уже в двадцать три года в галерее «Вавилон».

Сны и реальность» построены на сопоставлении «реалистических», пленэрных зарисовок с самарской натуры и сюрреалистических открыточных рисунков, где знаковые самарские достопримечательности взлетают под облака. Такое смешение учебных работ с работами самостоятельными, современными и весьма остроумными многим показалось довольно искусственным и натянутым. Художник, очевидно, стремился к разнообразию и торопился освоить большую выставочную площадь. Это видно уже по тому, что значительная часть работ — и лучших! — датирована 2012 годом.

Самара истинная и кажущаясяВ пленэрных рисунках нет единства, они сделаны разными материалами и техниками; симпатичных с точки зрения композиции — два-три. В основном предметом изображения художник выбирает уголки старой деревянной Самары с развешанным во дворах бельем, набережную с деревьями, растущими у самой воды, яхтами на пристани.

Гораздо интереснее, на мой взгляд, рисунки «снов». Они представляют собой изображения самарских достопримечательностей, сделанные тушью. Тут не только памятники архитектуры и известные новостройки, ставшие визитными карточками нашего города, но, например, песочный замок на одном из пляжей.

Все эти сооружения обрастают фантастическими облаками или камнями, отрываются от земли, включаются в иронично-философский постмодернистский контекст. Напротив монумента Славы вырастает его «американская подруга» — статуя Свободы («Видение на Самара истинная и кажущаясяСамарской площади»). Железнодорожный вокзал потерялся среди гор, где живут гномы, а из туннелей выезжают поезда-вагонетки («Кристаллы»). На крыше «Вертикали» свито огромное гнездо («Гнездо под снегом»). Стеклянное здание «Роснефти» на Волжском проспекте превращается в пузатый аквариум с золотыми рыбками, вроде матиссовского («Дом с золотыми рыбками»). Три башни жилого комплекса «Ладья» становятся водопадами, льющимися прямо на свою каменную тезку («Водопады над Ладьей»). Песочный замок, размываемый упрямой волной, изображен на фоне монумента Славы и здания областной администрации («Замок на песке»).

Самым лучшим рисунком на выставке стало изображение особняка Ивана Клодта, представленного в виде корзиночки с кремом, увенчанной вишенкой. Изображение «теремка», лишенное всякой среды, превращенное в пирожное, в лучах магического освещения сближает эту работу с произведениями поп-арта.

Интересно, что автор обыгрывает и цвет изображаемых сооружений — ярко-синие здания «Ладьи», зеленоватое — «Роснефти»: если не представить их мысленно, трюк с превращениями может не прочитаться зрителем.

Данила Сотников явно обладает богатым воображением. Но выбранная им тема чрезвычайно локальна. Если бы на выставку пришел иногородний, он бы ничего не понял, но самарцы, думаю, оценят ее по достоинству.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации