СКВЕРная история Жареного бугра

03.12.2011

79

Автор:

СКВЕРная история Жареного буграНачалась она давно — еще в конце позапрошлого века. Позади красавца драматического был в Самаре большой пустырь. Им заканчивалась тогдашняя улица Саратовская. Пустырь как пустырь — летом пыль и духота, весной и осенью — непроходимое болото. И это в центре города! В месте самом замечательном, откуда вид открывается — дух захватывает. Жигулевские ворота, излучина Волги, теплоходы белые, закаты-рассветы… Век бы любовался! Не дело, пустырь этот, подумали тогдашние гласные городской Думы и в апреле 1899-го на своем заседании приняли важное решение. А состояло оно в том, чтобы между театром и Иверским монастырем соорудить площадку для детских игр, посадить деревья, поставить скамейки, газоны разбить. В общем, превратить это гиблое место в красивый сквер. А праздник древонасаждения объявили в честь столетнего юбилея главного русского поэта. Решили — стали делать… Силами учащихся и преподавателей ремесленных училищ. Только вот больше года не протянули. Уж больно овраг был здесь большой, много в него денег уходило. Вот тогда за дело и взялся небезызвестный Альфред Филиппович фон Вакано. Тем более указанная территория была рядом с владениями пивного короля. Кому ж как не ему? На средства фон Вакано и была сооружена «Пушка» — ныне одно из самых посещаемых мест в Самаре.

А что касается памятника гению, кстати первому в Поволжье, то Пушкиных в истории сквера было три — гипсовый, который простоял здесь до середины тридцатых, бетонный и металлический. «Родителей» у третьего и ныне здравствующего несколько. Автор проекта, скульптор И.Федоров, архитектор А.Моргун и скульптор-литейщик В.Фомин. 10 марта 2001 года памятник, не такой крупный, но по-своему лиричный, был торжественно открыт, чтобы стоять долгие годы.

Старожилы помнят, как в памятные дни в Пушкинском всегда звучал духовой оркестр, маршировали гусары, за порядком наблюдали вместе с милиционерами околоточные надзиратели. Жонглеры и акробаты показывали свое искусство прямо на дорожках. По аллеям прогуливались Онегины и Татьяны Ларины. Можно было даже встретить самого великого именинника, приветливо улыбающегося и готового дать автограф. А еще здесь часто бывали писатели, библиотекари, книголюбы, школьники… Столичные и доморощенные знаменитости читали стихи, пели песни. А соседи сквера — театралы устроили в нем почетную аллею — московские звезды, приезжавшие в Самару в гости или на гастроли, собственноручно сажали деревца и вешали на них таблички со своими именами. Эту березку, или рябинку например, посадил Олег Ефремов… Неподражаемая Вера Александровна Ершова всегда возвращалась домой (она жила рядом с театром) после спектакля через сквер. Прижимая к груди охапку цветов от благодарных зрителей и мило улыбаясь многочисленным знакомым. А легендарный главреж и худрук самарской драмы Петр Львович Монастырский любил беседовать на скамеечке в Пушкинском с журналистами, рассказывая им забавные истории из своей театральной юности и свежие анекдоты. Не забывая, правда, при этом окидывать оценивающим взглядом проходящих мимо юных дам и подтрунивать над вечно высокими каблуками безмерно уважаемой им Веры Александровны… Одна (сама тому свидетель) известная в городе чиновница, занимающаяся делом сугубо прозаическим, ежегодно в знаменательный день приезжала в сквер и возлагала цветы к памятнику любимому поэту. Потом долго не уезжала, стояла, о чем-то думала. Что поделаешь -тайная работа души….

А теперь? Куда, куда вы удалились, милые уютные аллеи, детский смех, поэты и стихи? Ау, мамочки с колясками и бабушки с душевными разговорами. Нет, в сквер не заросла народная тропа. Только другой народ «приватизировал» это душевное место. Как случилось, что заветный пушкинский уголок вдруг оккупировали прогуливающие занятия студенты, пьяные компании и юноши со странно блуждающим взглядом. В сквере забили барабаны странных персонажей в белых одеждах и нашли пристанище люди без постоянного места жительства. Ни в каком страшном сне не могло привидеться, что главными действующими лицами театрально-поэтической площадки станут активная бабулька, сделавшая бизнес на сборе пивных бутылок, и местная сумасшедшая по прозвищу Балерина, которая каждое утро проходит мимо сквера и оглашает окрестности безумными криками…

Какие такие перевороты должны были случиться в наших сердцах и нашей стране, чтобы по прошествии нескольких лет разрисованные малолетки без признаков интеллекта стали «делать маникюр» Поэту, а их быдловатые кавалеры писать на мраморе памятника непристойности. Как получилось, что оберегаемый одними самарцами любимый уголок города другие самарцы превратили в распивочную, дом свиданий и отхожее место одновременно?

Но сколько можно о грустном? Кажется, пришли иные времена. Город, наконец, решил позаботиться о сквере и дать ему новую жизнь. Новую плитку, новые скамейки, новые деревья… И даже новые красивые фонари, которые будут светить мягким желтым светом. Как было бы хорошо, чтобы за красивой формой последовало красивое содержание. Чистота в сквере, порядок, безопасность… От кого все это зависит? Не только от доблестных самарских полицейских. Больше от нас с вами. Людьми надо быть нормальными. Сломать дерево, разбить бутылку, изрезать лавочку — большого ума не требуется… Может, когда-нибудь красота и спасет мир, но пока нам самим спасаться надо. От бескультурья, хамства, безразличия. А Пушкин в этом поможет. Ведь не напрасно же чувства добрые он лирой пробуждал…

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации