С просветительским пафосом

16.02.2016

41

Автор:

С просветительским пафосом

Классика нонконформизма в Самаре

Московский музей современного искусства представил в галерее «Виктория» выставочный проект «Нонконформизм как точка отсчета». Экспозиция, в которую вошло свыше четырех десятков произведений из фондов ММСИ, охватывает историю российского искусства от нонконформистов 60-х годов до младоконцептуалистов 80-х. Кураторами проекта выступили Ольга Турчина и Владимир Прохоров.

Открывшаяся выставка имеет выраженный просветительский пафос. Кураторы попытались на примере отдельно взятой коллекции представить становление и развитие неофициальной волны в отечественном искусстве.

Первый условный блок экспозиции посвящен собственно нонконформистам. Прежде всего это представители «Лианозовской группы» — Оскар Рабин и Владимир Немухин, а также примкнувшие к ним независимые мастера — Михаил Шварцман, Дмитрий Краснопевцев,  Эдуард Штейнберг, Борис Свешников, Олег Целков, Владимир Янкилевский, Александр Рогинский. Все они продолжали традиции классического русского авангарда начала ХХ века, за что их часто именуют «вторым русским авангардом». «Лианозовцы» протестовали против советской действительности, давления тоталитаризма на культуру. Организаторские способности Рабина позволили состояться ряду значимых событий в художественной жизни 60 — 70-х годов. И прежде всего это Бульдозерная выставка 1974 года. В работах Оскара Рабина, мрачных по фактуре и цветовому решению, важна содержательная сторона. Изображенные им покосившиеся бараки, разбитые фонари, мусорные баки, брутальные человеческие фигуры — все это было изнанкой социализма.

Шестидесятники боготворили Казимира Малевича. Его влияние очевидно и в супрематических композициях Штейнберга, и в лицах героев Целкова. Искусство нонконформистов проникнуто элементами советского коммунального быта.

Вторая часть экспозиции посвящена московскому концептуализму. В 1970-е годы на смену нонконформистам приходят носители нового языка — круг старших московских концептуалистов (Илья Кабаков, Дмитрий Пригов, Андрей Монастырский, Виктор Пивоваров, Иван Чуйков) и представителей соц-арта (Борис Орлов, Леонид Соков и Александр Косолапов). Их общая стратегия — эскапизм, бегство от существующей реальности, существование параллельно советской системе, выработка собственного языка и понятийного аппарата. Один из ярких художников-концептуалистов — Андрей Монастырский, инициатор создания группы «Коллективные действия» и один из «первопроходцев» российского акционизма. Его работа «Пушка», представленная на выставке, — едва ли не первое интерактивное произведение отечественного концептуализма. Смысл заключается в ожидании: зритель вместо визуального эффекта получает звук.

Наконец, завершают экспозиционную картину произведения восьмидесятников — Вадима Захарова, Константина Звездоче-това, Тимура Новикова, представителей «новой волны», пришедшей на смену старшему поколению концептуалистов. Произведения этих авторов, часто называемых «фантазерами», полны абсурдистской образности и откровенного веселья. В творчестве Константина Звездочетова ярко представлена ирония. Карикатуры из «Крокодила», цитаты из советского масскульта даны в его картинах в избытке.

К слову, место «серьезным» художникам рубежа 80 — 90-х на выставке тоже нашлось. Это, прежде всего, «Новые художники» (плеяда самоучек, сплотившихся вокруг Тимура Новикова) и Франциско Инфантэ-Арана, представленные своими «геометрическими» загадками в природном ландшафте.

Выставка ориентирована, конечно, на неспециалистов, для которых она является идеальной возможностью заполнить пробелы в знании истории российского искусства ХХ века.

«Нонконформизм как точка отсчета» Выставка продлится до 10 апреля Галерея «Виктория», ул. Некрасовская, 2 12+

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации