Режиссер забавляется

31.01.2012

52

Автор:

Режиссер забавляется

Новая опера: за и против

27 января самарские ценители оперы могли еще раз услышать «Риголетто» Джузеппе Верди и вынести свое суждение по поводу режиссерской трактовки Михаила Кислярова. За дирижерским пультом Виктор Куликов, а главную партию исполнил приглашенный солист Сергей Мунтян.

Когда-то — в середине XIX века — венецианские цензоры, прочитав либретто к «Риголетто», настолько возмутились легкомысленностью и непристойностью его содержания, что потребовали обязательных купюр. Похоже, сегодня история повторяется.

Впервые интерпретация известного московского режиссера Михаила Кислярова была показана 2 ноября 2008 года, сразу же вызвав горячие обсуждения. Собственно, споры о главенстве нового или старого традиционны для российской интеллигенции. И сегодня, когда нетрадиционная подача классики превращается в самостоятельный жанр, одни по-прежнему уповают на ценность современного начала, другие твердят о неприкосновенности исконного замысла. Вокруг «Риголетто» Кислярова слышны и те, и другие голоса.

С формальной точки зрения почти все осталось по-прежнему: три действия, один антракт, Герцог — главная движущая отрицательная сила, Джильда — крайнее выражение положительного. Остались и гениальная музыка, и сюжетная линия, основанная на драме Виктора Гюго «Король забавляется». Но все же нет-нет да и возникает ощущение совсем другого — нового — произведения. Опера Верди густо — и не особенно однородно — разбавлена присутствием XX века: политические аллюзии, соответствующие костюмы и декорации, жесткое и резкое выражение настроения. Этого-то многие и не могут простить Михаилу Кисля-рову. Сам он, к слову, не раз отмечал, что ставил оперу именно про тоталитарного тирана, а не любовную драму, посвятив спектакль тем, кто поплатился за служение режиму.

Если на чаше весов «Contra» лежит вольная авторская интерпретация классического произведения, что же на «Pro»? Там безусловно сильные моменты, создающие художественный баланс. Один из главных — дирижировать оперой теперь будет талантливый дирижер Виктор Куликов. «Конечно, были определенные сложности, — рассказывает он. — Непросто войти в «чужой» спектакль, понять его специфику и замысел, тем более что замысел крайне интересный, хотя и весьма неоднозначный».

Другим плюсом стало участие Сергея Мунтяна (Герцог) — ведущего солиста музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Его красивый лирико-драматический тенор, звучавший со сцен главных оперных театров мира, можно было услышать в Самаре. И все же главным доводом в пользу спектакля была и остается великая музыка Верди. Солист Василий Святкин, исполняющий роль Риголетто, не отрицая спорного режиссерского замысла, отмечает: «Эту оперу надо слушать. «Риголетто» есть далеко не во всех театрах. Если вам не нравится визуальный ряд, просто закройте глаза и наслаждайтесь шедевром. Это гениальная музыка».

КОММЕНТАРИЙ

Виктор Куликов, дирижер Самарского академического театра оперы и балета:
— Да, наша премьера — не тот классический «Риголетто», к которому привыкли многие. Сложный свет, яркие костюмы, динамичный темпоритм: думаю, именно поэтому спектакль пользуется интересом у молодежи. Современная опера должна ориентироваться на разные возрасты. Мы живем в XXI веке, когда доступны новые технологии. И лично я приветствую их применение. В том числе в классике.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации