Настоящий фотограф никогда не упустит подходящего момента

09.04.2012

57

Автор:

Настоящий фотограф никогда не упустит подходящего момента

Олег Давыдов о модном и вечном

Фотохудожник, чьи снимки публикуют журналы VOGUE и Elle, глазами которого мы смотрим на известных людей губернии, улыбающихся с билбордов, рассказывает «СГ» о своих профессиональных тайнах.

— Вы помните день, когда впервые взяли в руки камеру? И вообще как все начиналось?
— Впервые я это сделал на борту самолета во время рейса Самара — Цюрих, стал фотографировать стюардесс. Тогда я работал в галерее «Коллекционер» в художественном музее и летел в Швейцарию. Заключил там неплохую сделку и решил купить свой фотоаппарат, поскольку камеру на время одолжил у товарища. Так что моими первыми сюжетами стали швейцарские красоты. Это было в 1998 году. По возвращении домой организовал собственную выставку — хотелось со всеми поделиться полученными эмоциями и впечатлениями. Два человека из московского издательства, посетив ее, выказали удивление, что у меня, оказывается, нет никакого фотографического опыта. Пожалуй, тогда я и понял, что у меня может все получиться…
Почему-то для немногих в то время глянцевых изданий в Самаре никто не делал снимки девушек в формате «обложка». Я попробовал, и, по мнению профессионалов, — получилось. А поскольку количество красивых женщин в Самаре всегда намного превышало количество хороших фотографов, то проблем с заработком не возникало. Тогда же я начал работать в журнале «Босс».

— Есть ли у вас любимый жанр?
— Люблю снимать людей, люблю в них всматриваться. Поэтому основной продукт моей деятельности — портреты. Много снимаю рекламу. Но так как в любой портретной или рекламной фотографии много постановки (каждый кадр продумывается до мелочей), то во время поездок за границу я наслаждаюсь спонтанной съемкой. Это здорово — фиксировать уже созданную кем-то гармонию: в природе, архитектуре и т.д..

Настоящий фотограф никогда не упустит подходящего момента— Что вы считаете главными критериями хорошего снимка?
— Они перешли в фото из живописи: композиция, сюжетная линия, свет. Грамотно выстроенный свет покажет все оттенки, расставит смысловые акценты. Повторить работу профессионала дилетант в этом случае не сможет. Заметьте, у каждой эпохи свои краски. Золотые оттенки и оттенки охры, созданные мерцанием свечей, — ренессанс;кислотные, современные краски — уличная неоновая реклама. Для художника, который работает в формате -2012, важно снимать в соответствии со временем, а значит, уметь передавать цвета.
Казалось бы, масса людей делает все правильно, но кадры получаются мертвыми. Вот здесь и проявляется талант: умение выхватить, поймать эмоцию, переживание, состояние… Отличие фотографа от нефотографа в том, что первый никогда не упустит момента, нажмет на затвор камеры.

— С чего, по-вашему, надо начинать тем, кто решил заняться фотографией?
— В голове должна оформиться мысль. Не обязательно даже проговариваемая. С помощью фотоаппарата фотограф выражает то, что чувствует сам.
Моя студия находится рядом со зданием УВД. После того жуткого пожара мне поступило очень выгодное предложение поснимать там. Отказался категорически. Я ни за что не буду снимать, как крокодил ест ребенка. Но при этом не осуждаю тех, кто все же сделает снимок, — иначе мы бы не увидели многих вещей, происходящих на свете… У каждого свои рамки дозволенного.
Если вы уже знаете, что хотите рассказать своими снимками, то совет один — фотографировать как можно больше. Практика, практика, практика… Это обязательно даст свои результаты.

— В одном из интервью вы сказали, что ориентируетесь исключительно на западных фотографов. Почему.?
— В Америке, Европе профессиональный фэшн-фотограф — это всегда уникальный почерк, это мода. Россия же не является законодательницей мод в этой сфере. Мы чаще снимаем чужую, западную эстетику. А фотографу, чтобы создать что-то стоящее, нужна уникальная среда. Тим Уолкер, Эллен фон Унверт являются творцами своих собственных миров наравне с модельерами, стилистами. И это интересно. Российские фотографы считают главным умение работать «в формате» — копировать уже кем-то придуманное.

— Как вы относитесь к повальному увлечению населения фотографированием?
— После безусловного признания авторитетов, практически фотодедовщины, фотография перешла в состояние отсутствия канонов съемки, каких-то идеалов. Эта волна лет 10 назад захлестнула Европу. Но это процесс объективный: рынок рекламы большой, как и рынки полиграфии и собственно фототехники. Так называемый гламурный мир стал огромным: пруд пруди дизайнеров, моделей, стилистов. Девчонки постоянно меняют свои фотографии в Интернете! Людям нужно все больше и больше новых снимков.
Если говорить о глянцевой, модной фотографии, то я не думаю, что эти жанры в Самаре ждет революционное развитие. У наших фотографов нет возможности снимать каждый день моделей топ -уровня или автомобили класса «люкс». Даже чтобы сделать красивый снимок на улице города, нужно сначала подготовить площадку.

— Вы много работаете по заказу, делаете рекламу. Чтобы провести качественную съемку, обязательно нужно вдохновение?
— В таком случае я смотрю на себя как на ресторанного музыканта. У провинциального фотографа иного выхода не остается: заказали тебе «Мурку» — играй, но делай это профессионально. Считаю, что творческий человек должен уметь по-хорошему оторваться на чем угодно: хоть на паре сапог, хоть на шляпе. Для креатива нет предела…

— Сложно ли снимать знаменитостей?
— Самая тяжелая категория — политики: с трудом улыбаются, волнуются перед камерой. С актерами, конечно, проще — они могут контролировать себя. Не могу не вспомнить сейчас о Борисе Кожине. Это человек со здоровой порцией артистичности: Робеспьер, Руссо и Вольтер в одном лице… Снимать его одно удовольствие.

— Город знает вас и благодаря социальным фотопроектам. «100 самых красивых женщин Самары», «Беременность как творчество», «Ночь с Атлантами»… А есть ли новые задумки?

— Если берешься за проект, значит, хочешь вынести на всеобщий обзор вещи социально звонкие, рассчитываешь на активную реакцию окружающих. Проектная съемка — всегда определенная провокация. Это нечто большее, чем отдельный кадр, объединенное внутренней гармонией.
Для меня особенным всегда будет проект «Беременность как творчество». Момент зарождения новой жизни уникален, неповторим. Тема очень красивая, гуманная, она стирает границы и направлена на консолидацию людей. Но почему-то в Самаре проект восприняли не так, как бы мне хотелось. Обидно…
Надеюсь скоро приступить к реализации другого замысла — посвященного Самаре. Хочу устроить сказку на улицах города, хотя бы однажды. Чтобы зрители оценили огромный потенциал Самары: ведь здесь своя культура, особая атмосфера. У нас сейчас нет материала, интересно и концептуально показывающего город. Хочу снять его в разное время года, утром и вечером. Показать его знаковые места. Надеюсь, удастся…

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации