Музыка шелеста страниц

21.06.2012

29

Автор:

Музыка шелеста страниц

В Самару привезли книги ручной работы из одиннадцати городов России

В утро открытия фестиваля «Чита», проходившего в Арт-центре, представители разных издательств еще раскладывали книги, когда посетители уже присматривались к томам, томикам и журналам. В руках интересующихся шелестела станицами учебная, научная и научно-популярная литература, беллетристика, подарочные книги. Иногда — художественная литература. Увы, она в Самаре издается крайне редко по вполне понятным причинам — отсутствие спроса, желания продвигать местных авторов, конкуренция иногородних издательств, нерентабельность. Поэтому темой второго книжного фестиваля стал самиздат, «книги художника» и арт-книги. Последние обильно лежали на столах и висели на стенах.

Поэт, художник и руководитель петербургского издательства «Асф-АльтЪ Издат» Григорий Кацнельсон предлагал всем полистать журнал ручной работы «Ухо Ван Гога», а также книги с гу-ашевыми иллюстрациями. Тираж изданий варьировался от пяти до сотни экземпляров. Рядом на стене вытягивались в три-четыре метра книги-раскладки того же издательства, украшенные рисунками в стилистике супрематизма, с текстами Мандельштама и Григория Гора. По соседству редактор Игорь Сорокин презентовал свой журнал общества любителей вольных   прогулок «Околоколомна». Напротив него расположился лоток с продуктами творчества самарской поэтической группы «Веселье Ебинизера». Ее представители Кузьма Курвич и Алексей Рыжков прямо при зрителях бойко сброшюровывали сборники своих стихов и предлагали всем желающим пройти обучение в «Литературном ПТУ». В другом зале посетителя ждали ручные книги, написанные на москитной сетке, гофрокартоне и прочеканенные на листах жести. Иные из них до метра в высоту. Их привезли на фестиваль художники Светлана Песецкая и Виктория Барвенко из Таганрога. В дальнем углу Арт-центра можно было полистать книги тольяттинских авторов. Особенно интересны «зины» — дневники и книги, созданные на основе ежедневников и иллюстрированные коллажами.

Помимо бук-арта в Арт-центре было представлено много серий иллюстраций. От романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и коллажей Оксаны Стоговой к поэме Пушкина «Руслан и Людмила» до абстрактных «литературных эмалей» Дины Рубиной и интересного проекта иллюстраций самарских художников на стихи самарских поэтов, созданного к фестивалю.
Самой посещаемой площадкой оказался «фри-маркет» — собрание книг, спасенных от гибели. Здесь можно было обменять любую принесенную с собой книгу на вполне добротные тома русской и зарубежной классики,   а также детективы, любовные романы и фантастику. Поэтому кое-кто из публики по нескольку раз возвращался в Арт-центр.

Во второй день кого-то больше заинтересовали лекции о современном литературном процессе, кто-то получил мастер-класс по переплетному делу, некоторые соблазнились уроками по созданию комиксов, а другие просто пришли послушать группу «Контора Кука», лихо отыгравшую целый рок-н-ролльный концерт на сцене Арт-центра.

Музыка шелеста страницВажным событием фестиваля стал круглый стол на тему «Самарский книжный рынок сегодня: агенты, тенденции, ресурсы». В нем участвовали издатели, филологи и представители книготорговли.   Выводом дискуссии стал неопределенный по своему характеру прогноз — из-за распространения электронных устройств для чтения в ближайшее десятилетие покупать и читать книги будут только те, кто с детства приучен к книжной культуре. То есть поколение, родившееся до начала нынешнего века. Те, для кого важны физические ощущения чтения: шелест страниц, шероховатость переплета, запах старой или наоборот, только что вышедшей из типографии книги. Это вызовет изменения в издательском деле.

— Самая главная задача фестиваля была решена. Помимо издательств были представлены люди, которые занимаются самиздатом, и художники, создающие бук-арт. Удалось пригласить авторов из десятка городов помимо Самары и Тольятти — Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Уфы и других. Так что всего лишь второй фестиваль уже обрел статус всероссийского. Это очень важно, так как чтобы раскрыть тему «книга художника», одних фотографий мало, необходимо личное общение с автором и с самой книгой как материальным носителем информации, чтобы можно было подержать ее в руках, полистать и расспросить об особенностях создания. Главное, что удалось создать теплую творческую атмосферу, — подвела итог руководитель фестиваля Виктория Сушко.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации