«Мне одинаково интересны и Гамлет и Розенкранц»

24.09.2011

46

Автор:

"Мне одинаково интересны и Гамлет и Розенкранц"

Чем отличается артист от ребенка?


Актер Алексей Елхимов хорошо знаком многим самарцам по радио- и телепроектам, а театральной публике по работе в «Камерной сцене». Уже год как он является членом труппы «СамАрта». А этим летом он подарил горожанам праздник уличной музыки — «13 пятниц».

— Откуда у вас появился интерес к театру? Творческая семья?
— Мама с папой у меня из технической интеллигенции, инженеры-авиационщики, всю жизнь проработали в СНТК им. Николая Кузнецова. В семье кроме меня театралов нет. Увлечение искусством у меня со школьных лет. Мы с друзьями на Управленческом (в том числе, кстати, и с Сергеем Макаровым — он сейчас тоже в «СамАрте» работает) ходили в театральный кружок. Ставили спектакли, ездили на фестивали детских театров. Когда пришло время выбирать вуз, я выбрал театральный. В Москву не поехал, стал прослушиваться в Самаре. Поступил сразу в два — в института культуры и на только открывшийся факультет искусств при педагогическом университете на специальность «Режиссура».

— Почему в итоге выбрали педагогический?
— Мне показалось тогда, что там интереснее программа была. Театральное отделение факультета было экспериментальным, первый курс набирал Владимир Гальчен-ко, второй Ванда Павловна Отто-вич и Всеволод Михайлович Тур-чин, а третий, наш, Наталья Игоревна Чичерина. Выпускали нас уже Петр Львович Монастырский и замечательный молодой артист Сергей Меркушев. Педагоги все были прекрасные, и как профессионалы, и как люди. Например, сценическое движение преподавал знаменитый актер и каскадер Виктор Евграфов.

— Ни разу не пожалели о своем выборе?
— Нет. Спектр знаний, которые нам давали, был настолько широк, что я могу их применить в самых разных областях. Так и получилось. Сегодня я работаю не только в театре, но и в медиа, где режиссерское образование очень помогает.

— Каким был ваш первый шаг в медиапространстве?
— В 1998 году я еще оканчивал институт, а мои старшие друзья вы-пустились. Им нужно было искать работу. В театр они не пошли, зато в это время как раз появилось много радиостанций в FM-диапазоне, новых телеканалов, где требовались молодые специалисты. Что называется — работали в 90-е «социальные лифты». И вот мы вместе создали передачу «Бульвар созвездий» на радио «Ностальжи», посвященную музыке в театре и кино. Потом появились другие проекты на радио. С Демой Моргачевым, который учился на курсе у Ванды Оттович и Всеволода Турчина, пришли на ГТРК. Один из наших проектов под названием «Выше крыши» посылали на ТЭФИ. Суть передачи была в том, что мы наблюдали за жизнью города («наблюдение» — абсолютно актерский тренинг, кстати), а потом из готового материала сочиняли некую историю, придумывали сюжет из отснятых кадров и монтировали фильм. Еще мне очень нравился наш проект «Тайны местного значения», где мы лично проверяли легенды и мифы, которыми окутана Самарская область. Наверное, я сам чуть-чуть мистик — верю в то, что все, что происходит с нами, не случайно.

— Но радио не бросили?
— На радио мы делали программы все время, независимо от основных занятий. «Серебряный дождь», «Русское радио», «Европа плюс»… Семь лет связаны с работой на «Нашем радио». Это отдельная история, которую мы начали с авторских программ, а потом уже мне довелось полностью руководить программной политикой станции. На «Нашем радио» впервые и появился мой проект, посвященный самарской рок-музыке. Внимание музыкантов и интерес слушателей позволили создать чарт независимой региональной музыки. Видимо, тогда я почувствовал, что могу, знаю, как и чем можно помогать самарским музыкантам, работая в электронных СМИ.

— Так и появились «13 пятниц», еженедельные летние концерты на Ленинградской?
— «13 пятниц» — это только один из наиболее удачных проектов популяризации самарской музыки. Он оказался интересен и участникам, и зрителям, и коммерческим партнерам. Конечно, мы бы не справились без помощи администрации, которая предоставила разрешение на проведение этих концертов и обеспечила охрану каждого из мероприятий. Я рад, что руководство города приняло наш проект, несмотря на существующий стереотип, что рок-музыка — это нечто маргинальное, не всегда всем понятное. Самара получила не просто праздник, а событие европейского городского формата, социальный молодежный проект. Каждую пятницу — праздник, каждую пятницу — новая группа. Наш фестиваль длиною в лето позволил самарцам и гостям города познакомиться с талантливыми музыкантами, которым непросто попасть на большие фестивали и федеральные теле- и радиоканалы.

— Как отбирали команды?
— Поскольку опыт работы с самарскими командами уже довольно большой, сложностей не возникало. Мы предоставляли площадку талантливым коллективам, достаточно профессиональным, но не искусственным «продюсерским и коммерческим» проектам. Формат определяло время и место — выступление с шести до восьми вечера на главной пешеходной улице города, а значит, аудитория максимально широкая. Не только молодежь, но и дети, пожилые люди и горожане, идущие с работы домой, для многих это в новинку, важно было не вызвать негатива и раздражения андеграундом. Песни выбирали без особо острых социальных тем, но и не скатываясь в попсу. Талантливых рок-групп в Самаре так много, что 13-летних пятниц на всех не хватило, и мы, скорее всего, продолжим проект в следующем году.

— При таком изобилии медиа-проектов вы успеваете работать в театре?"Мне одинаково интересны и Гамлет и Розенкранц"
— Театр, его игровая природа, для меня — константа, это основное и главное.

— Как складывалась ваша актерская карьера?
— После окончания института я поступил в труппу «Камерной сцены». Этот муниципальный театр, конечно, уникален. У него есть своя сформировавшаяся аудитория: преданная, начитанная. В этом большая заслуга Софьи Борисовны Руби-ной — режиссера и художественного руководителя. Я очень благодарен этому театру — он подарил мне первые успехи, первые роли. Мне посчастливилось работать с людьми, прекрасными мастерами сцены у которых учился в студенческие годы: это и покойный Олег Михайлович Свиридов, и Андрей Андреевич Алексанин.

— Расскажите о своих любимых ролях в «Камерной сцене».
— У меня там осталось много дорогих мне ролей. Могу особо выделить две, к которым относился особенно бережно: Николай Ананьев в «Кисочке» Антона Чехова и Алексей Иванович Алферов в «Машеньке» Владимира Набокова.

— Как оказались в «СамАрте»?
— Решил попробовать силы в одном из лучших театров страны, как мне кажется, с сильной, интересной труппой. Показался Адольфу Яковлевичу Шапиро (руководитель художественной программы «СамАрта». — Прим. авт.) и меня взяли.

— Чем отличается работа актера в ТЮЗе и обычном театре?
— Есть разные клише: «для детей играют так же, только лучше», «дети — это самый строгий зритель». В «СамАрте», мне кажется, все спектакли сделаны и для взрослых тоже. Интересны людям всех поколений. Для меня ребенок — равный мне человек, от которого столько же возьмешь, сколько и дашь. У него есть какой-то опыт, цели и задачи, как и у меня. Просто мы находимся на разных этапах, но оба развиваемся. Думаю, что, когда играешь для детей, просто степень ответственности выше.

— Вы заняты в двух проектах «СамАрта»: «Аленький цветочек» и «Зримая песня»?
— Пока да. Я только год в «Са-мАРТе». В сентябре у меня был ввод в «Мамашу Кураж» на роль полковника. Сейчас готовим премьеру «20.30» о профессиональной кухне телевизионщиков, Кирилл Вытоп-тов в феврале должен приехать выпускать «Макарову месть» по пьесе Михаила Бартенева, ожидаем новых премьер, приходите.
Кроме того, сейчас я много занят на сцене «Актерского дома»: «Свадьба Кречинского», «Забыть Герострата», «Козыри крести — дураки на месте», на днях в «Актерском доме» была первая читка пьесы «Дикарь».

— Как режиссер не планируете поработать?
— Пока не планирую. Я учусь, слушаю, смотрю. Превращаюсь в большое ухо и впитываю. Ведь говорят, что научить мастерству нельзя, а вот научиться можно.

— Есть роль, о которой мечтаете?
— Пока я голодный и жадный до работы, о конкретной заветной роли не мечтаю. Мне одинаково интересны и Гамлет, и Розенкранц. Каждый персонаж в пьесе — это загадка, судьба. Возможность разгадать, сочинить, почувствовать — в этом уже кайф и смысл. В хорошей пьесе каждый герой присутствует неспроста, на своем месте. Так же, как и в жизни.

ТЭГИ: