Местных Ван Гогов разложили по полочкам

19.06.2012

26

Автор:

Местных Ван Гогов разложили по полочкам

Весь самарский авангард за полвека собрали под одной крышей

В фойе музея им. П.В. Алабина посетителей ждет необычная выставка «Течения».

Словно осколки айсбергов, непривычно ломая пространство экспозиции, возвышаются почти до потолка гигантские белые треугольные призмы, кубы и перегородки из гипсокартона. На них и между ними — картины, плазменные экраны с видео- и арт-объектами. Организаторы поставили амбициозную задачу подбить итоги самарского художественного авангарда. Они утверждают, что это первая попытка структурировать множественность направлений и персональных художественных векторов неофициального искусства Самары с 60-х годов ХХ века по 2012-й год.

Более сотни работ разделены в экспозиции на два направления или, если отталкиваться от названия выставки, два «потока»
— искусство «эмоциональное» и искусство «интеллектуальное». Вдобавок все в свою очередь делится по хронологии на три эпохи: «Истоки. Экспрессионизм. Неопримитивизм» (1960- 1980-е), «Новые возможности. Беспредметность. Символизм» (1990-е) и «Современность. Объект. Новые медиа» (2000-е). Такое разделение создано, чтобы увидеть историю самарского искусства как коллективное жизнеописание приемов, мотивов и образов, находящихся в постоянном становлении и взаимном пересечении. Чтобы зримо подчеркнуть последний пункт, в экспозиции устроены «пространства аналогии». Это «островки», Местных Ван Гогов разложили по полочкамвзрезающие плавную хронологию выставки. В «пространствах аналогии» рифмуются друг с другом по две-три работы разных авторов, объединенные общим мотивом, формальным приемом, сюжетом. Зрителю предлагается проследить, как один художник напрямую оказывал влияние на другого, либо установить аналогию между совершенно непохожими авторами, жившими в разные периоды. Так, по мнению организаторов выставки, Николай Шеин перекликается с Владимиром Логутовым (картины обоих выполнены в технике свободных потеков краски по холсту), Валентин Пурыгин — с Евгением Казниным (их объединяют нестандартные, порой гротескные образы), а Иван Карпунов — с Андреем Даниловым (солидарны в тяге к наивной живописи в духе Пиросмани). Выбор таких соответствий между разными по стилю и эпохам художниками порой может показаться спорным и остается на совести специалистов, готовивших выставку. Но подобное сопоставление интересно уже тем, что пытается опровергнуть расхожее представление о разрывах между «актуальным» и «традиционным» искусством.

Местных Ван Гогов разложили по полочкам— Анализируя работы наших художников за последние 50 лет, которые представлены на выставке, я ощущаю, что все-таки именно форма и формальный поиск стали важны для нашего поколения, — рассказал один из руководителей проекта «Течения» Владимир Логутов. — Это может быть даже большая жанровая композиция, видео, но при этом сохранится ощущение, что конфликт, содержание играют второстепенную роль по сравнению с эстетической подачей. Через поколения проходит нить, которую мы видим через какие-то рифмы, аналогии или еще что-то, и мы использовали в экспозиции только те работы, которые вплетаются в эту логику развития.

— Мы рассматриваем эту экспозицию как модель музея современного искусства, который наконец мог бы появиться в Самаре. Мне кажется, именно такой ретроспективный подход делает выставку важной для сегодняшней ситуации с искусством в регионе, — считает другой руководитель проекта Михаил Савченко. — Эта выставка показывает, что можно и нужно реализовывать мероприятия аналогичного масштаба, связанные не только с новыми течениями в живописи, но и в музыке, хореографии, литературе и других видах искусства. В принципе в области мог бы возникнуть ежегодный фестиваль авангардного искусства.Местных Ван Гогов разложили по полочкам

На выставке представлено более 200 работ, в том числе работы из фондов Самарского областного художественного музея, Тольяттинского художественного музея, частных коллекций. Некоторые создавались непосредственно к открытию экспозиции в музее им.П.В. Алабина и отражают нынешние поиски как уже заслуженных, так и молодых самарских художников. Тут и башня из падающих нефтяных бочек Фрола Веселого, и замурованные в бетон глянцевые журналы Андрея Сяйлева, и гигантское абстрактное граффити от группы «ЧЖНС». Возможно, что через несколько десятилетий эти работы станут такой же классикой, как и соседствующие с ними полувековые масляные полотна. А пока можно зайти в музей им. П.В.Алабина и побродить по экспозиции, прокладывая свой фарватер среди развешанных картин и расставленных скульптур. Выставка «Течения» продлится до 29 июля.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации