Леденящий душу август

02.02.2012

18

Автор:

Леденящий душу август

Семейная сага на сцене театра драмы

Да, неладно что-то в семействе Уэстонов… Решили вдруг всех скелетов достать из шкафа. Родня собирается по поводу исчезновения патриарха, отца семейства. Но от родового гнезда теплом не веет. Это скорее дом, где разбиваются
сердца.

Идея постановки пьесы Трейси Леттса «Август. Графство Осэйдж», написанной в лучших традициях американской классической литературы и награжденной в 2008 году Пулитце-ровской премией, принадлежит художественному руководителю Самарского театра драмы имени Горького, заслуженному деятелю искусств России Вячеславу Гвоздкову. А воплотил ее на сцене режиссер из Санкт-Петербурга, ученик Льва Додина Сергей Щипицин. И молодому постановщику с помощью наставника (работа шла совместно с Вячеславом Алексеевичем) вполне удалось справиться с такой махиной.
Сценография Олега Головко (Санкт-Петербург) монументальна и детальна одновременно. Все пространство сцены занимает семейный особняк в разрезе. Словно кукольный дом, он представляет зрителям возможность наблюдать за происходящим в каждой комнате. Роль задника выполняют огромные книжные стеллажи во всю высоту сцены. Таким образом, действие происходит на фоне собрания многовековой мудрости человечества, сконцентрированной в сотнях томов. Но она не помогает героям. Так же как и не помогают тяжкие труды родителей, позволившие им выбраться из нищеты. Они получили высшее образование, но пойти дальше не смогли. Каждое последующее поколение в этой семье слабее предыдущего.

Все персонажи на чем-то «сидят» — пьют, курят травку или глотают таблетки. Дальше всех в попытке уйти от реальности шагнул глава семейства — устав прятаться от жизни с помощью алкоголя и книг, он кончает жизнь самоубийством.
В прошлое уходит и золотой век Голливуда, шедевры которого зрители периодически видят на экране, имитирующем телевизор. И по контрасту с этим перед нами разворачивается современная история любви — отношения младшей дочери семейства Айви (заслуженная артистка РФ Елена Лазарева) и Малыша Чарли (Иршат Байбиков), двух неуклюжих и нелепых людей, которые к тому же еще и близкие родственники.

Спектакль ставит под сомнение известное толстовское утверждение о том, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Слишком типичны проблемы, разрывающие на части клан Уэстонов. Типичны и герои. Вайолет Уэстон в исполнении народной артистки России Жанны Романенко — больная мать, не брезгующая эмоциональным шантажом своих детей. А Мэтти Фэй (Валентина Смыкова) -шумная и назойливая тетка, надоедающая окружающим и смеющаяся над своими же шутками.
Внешняя благополучность в этом спектакле всегда оказывается обманом. Например, Барбара (Алла Коровкина) и Билл (народный артист России Олег Борисов) производят впечатление идеальных супругов — высокие, красивые, умные, ироничные. Но завидная пара находится в процессе развода. А пафос фальшивых высоких слов о том, как прекрасно и важно быть семьей, снижает Стив Хайдебрехт (Федор Степаненко), громко разговаривающий в этот момент по телефону.
Одна из очевидных режиссерских удач — образ Джоанны Моневаты (Надежда Попова). В самой пьесе она присутствует мало, появляясь лишь в ключевых моментах. А в спектакле театра драмы Моневата как тень постоянно мелькает на сцене, снует между членами семьи — убирает и готовит. Они же заняты тем, что орут друг на друга и разрушают семейный очаг…

Несмотря на великолепный актерский ансамбль, безусловным центром   постановки является Жанна Романенко. Сложная драматургия роли Вайолет воплощена на сцене блестяще. Надрывная, доходящая до сумасшествия мать семейства вызывает одновременно жалость, отвращение, восхищение и недоумение. Режиссер усилил истеричность Вайолет. Во время поминального обеда она даже не поворачивается к столу — ей не хочется есть, ее гложет другой голод — жажда скандала. И главная ее цель — Барбара. Жанна Романенко играет так, как будто она хочет словами избить свою старшую дочь до смерти, будто она ненавидит ее больше всех на свете. Разгадка этого проста -Вайолет любит ее больше других детей и болезненно переживает ее отъезд.

В конце поминального обеда наступает апогей, вся нагнетаемая ненависть и обида прорывается наружу. Следует страшная сцена, когда Барбара бросается на мать, чтобы отобрать ее таблетки. Вайолет заматывают в простыни как сумасшедшую, а старшая дочь объявляет себя главной. Но «у власти» она продержится недолго…
Лейтмотивом всего спектакля звучит песня Эрика Клептона «Осенние листья». Несмотря на то что в названии пьесы обозначен август и действие происходит в конце лета, она вся пропитана осенним увяданием. Здесь август — это осень, которой просто еще не видно.

Финальная сцена — красивая метафора. Весь дом превращается в огромный корабль, на заднем фоне зрители видят плеск волн и резвящихся в них дельфинов. А на капитанском мостике, уходя под воду вместе с судном, стоят: осколок ушедшего века — Вайолет Уэ-стон и материализовавшийся дух американской земли — индианка Джоанна Моневата.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации