Есть расхожая фраза, которую приписывают разным людям: «Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше». В преддверии Дня детской книги «СГ» пообщалась со специалистами библиотечной системы, педагогами, литераторами и родителями, чтобы выяснить, как они оценивают современную индустрию детской книги, на каких произведениях воспитывать подрастающее поколение.
— Книжное изобилие сегодняшнего дня радует и огорчает одновременно, — говорит заведующая информационно-библиографическим отделом Центральной городской детской библиотеки Ольга Веселова. — Нет дефицита, но и нет ориентира. Невинные «стишки для самых маленьких» могут оказаться нескладной и нелогичной нелепицей, а книга для подростка написана на рискованную для детской литературы тему. Такие книги вместо пользы могут принести лишь вред, навсегда испортив художественный вкус и отбив охоту читать.
При этом, как считает большинство родителей, отказываться от книжных новинок не стоит.
— Книги со световыми, звуковыми эффектами, на тактильное восприятие полезны своим интерактивным воздействием, — отмечает мама двух сыновей, руководитель Союза молодых семей Самары Елена Широкова. — Это дополнительная возможность для ребенка познавать мир: рассматривать трехмерные картинки, изучать формы, цвета, слушать текст, запоминать.
— Несмотря на яркость, кнопочки и кармашки современных книг, моя дочь предпочитает «простого бумажного» Чуковского, — говорит молодая писательница Мария Пашинина. — Лично я последнее время в восторге от «Манюни» Наринэ Абгарян. Из опыта знаю, что иногда, перед тем как встретить действительно захватывающую книгу, сталкиваешься с несколькими слабыми. Так формируется вкус, и ты начинаешь отличать хороший слог от примитивного.
Абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года России — 2015» Сергей Кочережко считает, что, несмотря на обилие в нашей жизни гаджетов, сначала ребенка нужно познакомить с обычной печатной книгой, а только потом — с электронными планшетами, мобильником и компьютерами, и помнить, что только в читающей семье вырастет любящий литературу ребенок.
— Мы с братом росли вместе, но он совершенно не читает, -оппонирует Мария Пашинина. — Поэтому важны не только условия. От себя могу посоветовать вместе с ребенком ходить в книжные магазины и проводить познавательные экскурсии.
— И больше читать вместе с детьми, рассуждать, отвечать на вопросы, составлять рассказы по картинкам, — добавляет Елена Широкова.
Все опрошенные сходятся во мнении, что точно не повредят ребенку книги, проверенные временем: стихи Михалкова и сказки Сутеева, «Маленький принц», «Волшебник изумрудного города», «Три толстяка», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Республика ШКИД», «Дикая собака Динго» и т.д.
В потоке интересных современных авторов поможет разобраться виртуальная справочная служба на сайте централизованной системы детских библиотек csdb-samara.ru. Там можно «полистать» составленный специалистами-библиографами справочник «Новые имена в детской литературе» в рубрике «Мы издаем».
Советы профессионалов: что читать детям
ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Стихи Михаила Яснова, Галины Дядиной, Анастасии Орловой, Андрея Усачёва, Игоря Жукова, Марины Бородицкой, Тима Собакина, Сергея Махотина; рассказы Олега Кургузова, стихи и сказки Виктора Лунина, Марины Москвиной. Из зарубежной литературы- сказки Майкла Бонда про медвежонка Паддингтона, книги шведского писателя и художника Свена Нурдквиста.
ДЛЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
— проза Дины Сабитовой, Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, повести Ульфа Старка, Кэтрин Патерсон, Энн Файн, Марии Парр, фантастика Варвары Еналь.
Комментарии
0 комментариев