История трех жизней, вплетенная в партитуры

22.12.2015

43

Автор:

История трех жизней, вплетенная в партитуры

Совершить почти невозможное — рассказать о музыке

 
Вчера в концертном зале Самарского государственного института культуры состоялся концерт Дмитрия Дятлова. К его званиям совсем недавно добавилось не только солидное, но и единственное в Самарской области — доктор искусствоведения.
 
В афише значатся три имени и две фамилии: Клара Шуман, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс. О переплетении их судеб, о трагедии, на-вс егда изменившей их жизни, Дмитрий Дятлов рассказывает почти так же красиво и увлеченно, как летает пальцами по клавишам.
Роберт Шуман — муж знаменитой пианистки 

— Вся программа вечера посвящена теме любви. Только произведения Брамса посвящены чувствам человека, который прожил всю жизнь, а Роберта и Клары — находящегося в самом начале пути.
 

Появление композитора Клары Шуман кого-то может удивить. А ведь в свое время она была известнее своего мужа Роберта Шумана, гастролировала по всей Европе, в конце XX века ее портрет украшал банкноту в сто марок.
 
Фридрих Вик — отец Клары, основатель и преподаватель одной из крупнейших фортепианных школ Европы, — рано понял дарование дочери и делал из нее маленького Моцарта. Роберт Шуман, мечтавший о карьере гастролирующего пианиста, поступил в его школу, и, несмотря на разницу в девять лет, постепенно между ним и Кларой возникло чувство.
 
Отец Клары видел в нем человека без состояния, к тому же, вероятно, нездорового психически (ему были свойственны вспышки гнева). Фридрих не желал для своей дочери такой судьбы. Он запирал ее дома и отбирал у нее чернила и перо, чтобы Клара не могла переписываться с Робертом. Но они уже были совершеннолетними и поженились с разрешения суда. На два года Фридрих порвал с
ними все отношения, но потом отцовское сердце оттаяло.
 
Клара писала музыку с пяти лет, но в наши дни известна гораздо меньше своего мужа. А в прошлом, когда они гастролировали по всему миру, включая Россию, он был всего лишь мужем знаменитой пианистки. Его это, конечно, не могло не задевать.
Одна любовь и одно горе на троих
 
— Однажды в их дом пришел молодой 19-летний музыкант Иоганнес Брамс. Он поразил обоих своей музыкой, которая была нова для того времени. И сейчас, когда мы слушаем или исполняем его произведения, то удивляемся свежести всех его музыкальных мыслей.

Покорили их также его обаяние и внешность — у него были длинные белокурые волосы, румяные щеки, голубые глаза. Между этими людьми мгновенно возникла симпатия, которая переросла в крепкую дружбу. У Иоганнеса это чувство быстро вылилось в любовь к Кларе. Но Роберт был дорог ему как старший друг, и ни о каком романе не могло быть речи.
 

Постепенно тот недуг, признаки которого отец Клары заметил у Роберта, прогрессировал. У него начались слуховые галлюцинации, которые доставляли ему физическую боль. Иногда они преобразовывались в музыку, иногда нет. В один ненастный вечер он ушел из дома и бросился с моста. Его спасли рыбаки. У него случилось полное помутнение разума, и он был помещен в клинику, где Клара из-за запрета врачей не могла его видеть. Брамс был ей поддержкой в это время. Через два года она смогла увидеть мужа — тот умер у нее на руках.
 
Клара перестала писать музыку, а с Брамсом ее связывала только многолетняя переписка, которую они впоследствии уничтожили по обоюдному согласию. Он в течение жизни так и не женился и пережил ее только на несколько месяцев.
 
Великая музыка, рожденная сердцем
 
— В первом отделении концерта звучал романс Клары Шуман. Это какой-то ветер за окном, волнение. Мы не знаем, было ли это напрямую связано с тем, что отец запирал ее дома. В ее скерцо звучит и какая-то злость, сарказм. Это «скерцо» — шутка не совсем добрая. Есть в нем и томление, стремление. Мастерски написанная музыка. Коротенькие пьесы, которые дают представление о чувствах молодой девушки в той ситуации.
 
Фантазия до мажор Шумана -произведение достаточно популярное. В нем три части, и расположены они очень странно. Первая часть — порывистая музыка, вторая — триумфальный марш, и третья -медитативное погружение в мистическое состояние, связанное, быть может, с тем, что искал Фауст — он как будто останавливает мгновение блаженства. Шуман предпосылает этому произведению эпиграф из стихотворения Фридриха Шлегеля: «Во сне земного бытия звучит, скрываясь в каждом шуме, таинственный и тихий звук, лишь чуткому доступный слуху». Я слышу в этой музыке дуэты двух существ — мужского и женского.
 
Второе отделение — это произведения Иоганнеса Брамса, написанные в начале 90-х годов XIX столетия — через полвека после создания пьес Клары и Роберта Шуманов, прозвучавших в первом отделении концерта. Рапсодия Брамса —  это образ пути и обретения, духовного борения. Есть в ней место и для иронии. Брамс известен прежде всего крупной формой. Когда он написал первую симфонию, все воскликнули: «Это десятая Бетховена!» И вме с те с тем он мас тер тончайшей музыкальной лирики, которая и прозвучала в этот вечер.
ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации