Художник Людмила Логинова: «Самара — город графики»

29.07.2017

91

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Владимир Пермяков

Художник Людмила Логинова: «Самара - город графики»
Увлечение живописью у Людмилы Логиновой родом из детства. Ее папа — военный — немного рисовал, дядя — архитектор. Много лет она преподает в детской школе искусств №14. Помогает становиться настоящими художниками тем, кто, как и она, с младых ногтей мечтает посвятить себя искусству.
Придуманный ею образ — главные достопримечательности Самары, соединенные в одном пространстве, — частенько встречается на сувенирных открытках и магнитах. В ставшей известной работе («Коллаж о Самаре») художница разместила рядом филармонию и слона с Головкинской дачи, монумент Славы и ворота особняка Курлиной, ворота мужского монастыря и решетку ограды набережной. Конечно же, не обошлось без ее любимого костела.

Она создает открытки в самых разных техниках: акварель, акрил, графика, аэрография. Самара в работах Людмилы Логиновой напоминает не то Прагу, не то Стокгольм, но при этом не теряет своей индивидуальности, а по-новому раскрывается, являя зрителям свою европейскую сторону.

«Ты едешь поступать в институт»

— Рисовать я начала поздно, поступила в художественную школу уже после десятого класса. Училась у Венира Романовича Кныжова — знаменитого самарского художника и преподавателя. Затем поступила в наше художественное училище — со второго раза. Уверена, что, однажды выбрав путь, его не меняют. Самое важное в жизни — цель, идея. У каждого человека должна быть
четкая направленность.

После окончания училища подруга мне сказала: «Ты едешь поступать в институт». Я очень боялась, но сдала экзамены на художественно-графический факультет Чебоксарского педагогического института им. Яковлева на высший балл. В качестве дипломной работы делала книгу у Евгения Владимировича Альбокринова в Куйбышевском книжном издательстве.

«Я так мало знаю о своем родном городе»

— В жизни есть моменты, которые служат толчком для вдохновения. Чаще всего это поездки и путешествия. Никогда не думала, что буду заниматься изготовлением самарских сувениров. Просто ходила на пленэры со студентами, писала наши достопримечательности и дворики. Чуть больше десяти лет назад поехала в Варшаву — там был такой потрясающий гид, что я
поняла, как мало знаю о своем родном городе. По возвращении домой поступила на курсы экскурсоводов, чтобы восполнить пробелы. Это подтолкнуло меня к тому, чтобы заняться сувенирами. Мне казалось, что изготавливать сувенирную продукцию просто, оказалось — ничего подобного. Нужно исхитриться сделать так, чтобы никто не смог повторить. Это должно быть исключительно индивидуальное произведение, которое вызывало бы внутреннюю теплоту.

Художник Людмила Логинова: «Самара - город графики»

«Особая графика зданий»

— Много лет совместно с моим бывшим студентом, а ныне — моим коллегой и соратником Олегом Баулиным мы фотографируем и рисуем старую Самару, и по мотивам снимков я создаю открытки. Одну серию опубликовали в 2012 году. Сейчас планируем проект, в котором теоретическую часть пишет он, а я рисую.

Самара — город графики. Для отображения ее зданий этот вид изобразительного искусства подходит больше, чем живопись. Когда я побывала в Праге, поняла, каким хотели видеть наш город архитекторы и их заказчики — владельцы особняков. Они много ездили, смотрели и пытались эту красоту привнести в город. Постройки Шихобаловых, Новокрещеновых, Курлиных — наша история, наше достояние. Они заложили основу города.

Меня часто спрашивают: «Почему ты все время костел рисуешь?» Я не сразу поняла почему. Когда я была маленькая, мы жили на границе с Польшей, поскольку папа там служил. На Новый год он привез необыкновенной красоты пику. Я таких больше никогда не видела. Она была тоненькая, узенькая, с двумя колокольчиками, «одетая» в золотую сетку. Видимо, впечатления детства и пробудили во мне любовь к вытянутым, готическим, средневековым зданиям.

«Старую работу видно сразу — она ювелирная»

— Сейчас ведется реставрация домов исторического центра, но часть их, к сожалению, уже утрачена. Например, ворота особняка Курлиной — новодел. Старую работу видно сразу — она ювелирная. Новые ворота сделаны по образцу старых — из металлической основы одинаковой толщины. А прошлая бабочка ковалась где-то тоненько, где-то толсто, и получалось совершенно другое выразительное качество работы. Как в японской традиции — берут толстую кисточку, а нажимают по-разному, и линии получаются различной толщины.

Я принимала участие в реставрации, когда у меня была такая возможность. Например, мы с мужем чистили камин у Курлиных. Но не в здании на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе, а в одноэтажном доме напротив особняка Клодта. Он просто потрясающий! Когда я туда попала, влюбилась в этот дом и не хотела уходить. Думаю: «Буду работать хоть уборщицей, но здесь!»

Поскольку возводить дом с окнами, выходящими на улицу, было дорого, купцы строили один этаж, а весь основной объем здания спускали с горы. В сторону Волги он в три этажа. Там жила мать купца Курлина, и он построен с необыкновенной любовью. Прошло почти сто лет, а я кожей чувствовала эту любовь! Там было все рассчитано. Как идет солнце, как оно будет заглядывать. Теплота присутствует в каждой детали. Это не те коробки, в которых живем мы. Я все понимаю: людей много, здания разрастаются, становятся одинаковыми… А старые здания все имеют лицо, поэтому их жалко терять. Необходимо сохранять эти островки былого счастья.

«В архитектуре — бездна информации»

— Туристы приезжают смотреть на нашу деревянную архитектуру. Знаменитый архитектор и график Ваган Гайкович Каркарьян писал, что в ней заложена бездна информации: знаки, символы, обереги. Я стала придумывать сувенирные магниты, сделанные в виде ажурных резных окон. Мне очень нравятся легенды о самарских окнах в деревянных домах. Наш город часто горел, но всякий раз заново отстраивался — как птица Феникс, которую я использую для украшения магнитов. Кроме того, в отделке применяю символ Солнца, обереговые знаки и т.д.

Художник Людмила Логинова: «Самара - город графики»
«Сказать то, что хочешь»

— Художник относится к профессиям из разряда «вечных»: парикмахер, кулинар, преподаватель… Одно время, после стремительного и активного развития фотографии, я подумала, что художники себя изжили и стали не нужны. Волшебная ловля момента доступна каждому. Но ничего подобного. Огромное количество детей и взрослых горят желанием научиться рисовать. Искусство помогает человеку самореализоваться, сказать то, что он хочет. Я рисую то, что пережила сама, и когда люди понимают, о чем я говорю, — это бесценно. Девиз моей жизни: Vita brevis, ars longa — «Жизнь коротка, искусство вечно». 

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации