Хранитель бесценных сокровищ

02.02.2016

49

Автор:

Хранитель бесценных сокровищ

В Самарском литературном музее скучать не приходится

 
То, что она хранит, — ценно. Заходя на территорию усадьбы, первым делом она отключает сигнализацию. Доверенные ей ценности чувствительны и хрупки, поэтому вторым делом она проверяет температуру и влажность. Это только кажется, что хранитель — профессия статичная. Главный хранитель фондов Самарского литературного музея им. Горького Ольга Служаева не проводит весь день на стуле перед экспонатами. Хотя и сидячей работы хватает.
 
Детективная работа
 
— Основные функции главного хранителя — учет, хранение, описание экспонатов и пополнение фондовых коллекций, — рассказывает Ольга. — У нас музей с богатыми фондами: почти 42000 единиц хранения (плюс научно-вспомогательный фонд около 20000 единиц), каждый предмет требует отдельного внимания, это большая ответственность. У нас хранятся рукописи писателей федерального значения: архивы Алексея Толстого, Максима Горького, Александра Ширяевца, Бориса Бера с письмами известных писателей XIX — начала XX веков. 
 
Часть предметов находится в фондах, это невыставленные экспонаты. Часть — в основной экспозиции, в мемориальной квартире и на временных или постоянных выставках. Порой они перемещаются — из полумрака хранилища в ярко освещенные витрины и обратно.
 
Хранитель анализирует состав шести имеющихся коллекций: какие-то из них укомплектованы, какие-то требуют приобретения новых предметов. Тогда начинается «охота». 
 
— Работа в чем-то детективная, — делится Ольга, — если мы ищем архив или пытаемся установить подлинность предмета или документа. Обращаемся к коллекционерам, ходим по антикварным магазинам. Порой приходим со своими вопросами к незнакомым людям домой, привлекаем к поиску информации друзей.
 
Установить подлинность рукописей чаще всего несложно. А вот с предметами — другое дело. Чтобы установить подлинность предмета, начинают с подробного изучения биографии писателя, устанавливают его связи, выясняют место проживания. Если он самарец, обращаются в самарский архив — смотрят книги по генеалогии, ревизские сказки, выясняют, есть ли у него потомки, встречаются с ними. 
 
— Если предмет стоит недорого или его приносят в дар, мы его в любом случае принимаем, — отмечает Ольга. — Если в дальнейшем не удается установить факт его принадлежности тому или иному писателю, то мы так и пишем в книгу поступления (КП): «По словам того-то, принадлежит тому-то…» Но это бывает редко, принадлежность абсолютного большинства предметов у нас установлена точно.
 
И когда после всех этих усилий предмет найден, тут только и начинается настоящая работа хранителя. Приносят или находят, к примеру, вазу. Первым делом оформляют ее на временное хранение, заключают договор с дарителем. Затем проходит обсуждение экспертной фондово-закупочной комиссии, состоящей из сотрудников музея. На повестку дня ЭФЗК выносится вопрос о принятии или покупке этого предмета (если принес не даритель, а коллекционер). Обсуждают, спорят, голосуют и принимают решение — включить в основной фонд, в КП или в научно-вспомогательный фонд. Книга поступления — главная книга музея, доступ к которой имеется только у сотрудников фондов. Она хранится в сейфе, в ней отражены только самые ценные предметы.

Формат ее заполнения во всех музеях очень строг — рукописно, с использованием специальной ручки с черными чернилами, чтобы это было читаемо и чтобы вид был более гармоничный и приятный. Сейчас данные книги вносят в специальную программу и отправляют в Санкт-Петербург на общий сервер. 

 
Как показать в музее литературу?
 
Основная деятельность хранителя — работа с рукописями и непосредственно с самарскими писателями. В музее проходит много поэтических вечеров, книжных презентаций, героями которых становятся как члены Самарского отделения Союза писателей, так и представители литературного андеграунда. 
 
— Просим их дарить нам произведения, рукописи, черновики. В связи с этим возникает много трудностей, — признается Ольга. — Сейчас далеко не у всех писателей есть рукописные материалы, литература перемещается в электронное пространство — тексты пишут на компьютере и публикуют в Интернете. Архивов, о которых мы могли говорить еще 10-15 лет назад, скоро уже, думаю, не будет. Один из главных вопросов на сегодня — как будут в дальнейшем функционировать фонды, если не будет бумаги?
 
Еще одна проблема любого литературного музея: когда от писателя остается только коробка с рукописями или чемодан с документами, сложно создать выставку, которая была бы интересна не только филологам и исследователям, а широкому кругу посетителей. Предметы всегда выглядят интереснее. 
 
Например, вещи Горького пребывают в некоем «мифическом» состоянии. Музей начали создавать в 40-е годы, когда уже мало что сохранилось. Да и вообще его жизнь в нашем городе была непродолжительной: 1895-96 годы. Для него Самара была перевалочным пунктом, он мечтал отсюда поскорее уехать. В ту пору он был человеком небогатым, жил в съемных комнатах, бедствовал, не обустраивал быт, поэтому ничего после себя не оставил. В связи с этим показателен недавний выставочный эксперимент сотрудника музея Андрея Рымаря. Он придумал интерактивный шкаф Горького, который дает возможность листать куб с афишами и плакатами, выдержки из его писем, дает информацию о его самарском окружении, показывает городскую карту, на которой отмечены его маршруты и места, которые он описывал в фельетонах для «Самарской газеты». В нем есть тест, который позволит узнать, каким из героев произведения Максима Горького вы могли бы быть. А, например, в рамках экспозиции обихода Алексея Толстого представлены предметы, не принадлежавшие ему, но подобранные по аналогии — какие могли бы окружать его и его семью.
 
Капризные газеты и откровенные письма
 
Размеры хранилища небезграничны, поэтому «все подряд» в музей, конечно, не принимают. 
 
— У нас пять комнат с фондами, и они уже переполнены, особенно комната бытовых предметов. Само хранение перестает быть безопасным для этих вещей, поэтому важно понимать приоритеты: если вещь очень ценная, мы найдем ей место. Предметы из фонда мы не можем списать или передать в другие музеи — они принадлежат государству, согласовывать это очень сложно, — объясняет Ольга. — В помещении необходимо поддерживать постоянный температурно-влажностный режим: влажность должна быть около 50%, температура около 20 градусов. Используем для этого увлажнитель и обогреватель. Специальной сплит-системы, к сожалению, пока нет. Бумажные предметы подвергаются наибольшей опасности. Любая газета — это тонкая дешевая бумага, от старости она становится более хрупкой, появляются заломы, любой загиб может стать разрывом. Стараемся делать копии. У любого документа плохая сохранность: бумага желтеет, чернила могут исчезать, особенно быстро пропадает написанное карандашом.
 
Хранителю приходится заниматься и бумажной работой: ежедневно появляются отчеты, планы, документы, которые требуют заполнения, одна из регулярных обязанностей — инвентаризация. Фонд большой, поэтому работы очень много. А еще у каждого сотрудника есть сфера научных интересов. Ольга, например, занимается архивом Бориса Владимировича Бера, его связью с писателями и поэтом Александром Добролюбовым. 
 
Работают в музее, конечно, по призванию. Сегодня в штате Самарского литературного музея много молодых сотрудников. Их привела сюда любовь к литературе и истории. 
 
— Кому-то из сотрудников больше нравится живопись, кому-то графика, газеты, книги… Это сразу видно, когда человек попадает в фонд, — признается Ольга. — Мне интересны рукописи, письма. По почерку очень многое можно понять о человеке: почерк может меняться от письма к письму, и ты понимаешь, что вот здесь он волновался, потому что писал что-то сокровенное, здесь был не в духе, а тут развеселился. Как будто он доверил тебе какую-то тайну. Это завораживает.
ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации