Главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков об эстетической функции искусства

Заведующий отделом новейших течений, главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков приехал в Самару, чтобы выступить в галерее «Виктория» с лекцией о статусе и восприятии произведений искусства в контексте современных музеев, выставок и постиндустриальной культуры в целом. А перед этим ответил на вопросы «СГ».

Не решает проблемы, а ставит их

- Что вы подразумеваете под современным искусством?

- Современное искусство - это институт, в котором есть определенные правила игры. Они постоянно меняются. Знание этих правил - это знание истории искусства, понимание тех задач, которые оно решает и которые связаны с постоянно обновляющимися программами и повестками. Они обусловлены разными факторами: экономическими, климатическими, историческими и эстетическими. Последний во многом связан с изменениями в характере потребления. Парадокс, но одним из способов производства искусства стало его потребление: грани размылись, и человек, который считает себя творческим, зачастую занимается компиляцией или переработкой уже существующего материала, то есть он работает как продвинутый пользователь.

Современное искусство пытается решить задачи, которые еще не решены в политике или социуме. Например, очевидное страшное социальное расслоение. Современное искусство предлагает варианты взаимодействия между людьми. Художник занимается по сути социологией, он втягивает зрителей в процесс создания произведения или активного размышления над ним - пытается из потребителя сделать модератора идей. Заставляет задуматься над вопросами: «Кто я? Что я такое?». Если в ХХ веке были ярко выраженные классы, то теперь их нет. Искусство начинает размышлять о том, что на смену пролетариату пришли люди со случайной занятостью и большим количеством свободного времени, которые по сути никому не нужны. Большое количество «ненужных» людей, которых в XIX веке назвали «лишними», стало одной из важнейших социальных проблем.

На прошедшей Венецианской биеннале количество образов спящих художников зашкаливает, потому что кураторы рассуждают о том, что такое искусство и жизнь, что значит «твое время». Биеннале, конечно, не решает проблемы, но ставит их. В том числе проблему идентичности, которая началась с эпохи постмодернизма и не исчезает, а обостряется. Кто ты в условиях глобальной культуры и глобального рынка? Ты часть массовой культуры, благодаря которой ты становишься одним из нескольких миллиардов одинаковых людей? Или ты цепляешься за какую-то локальную идентичность?

Сделайте мне красиво
- Эстетическая функция искусства сейчас отошла на второй план или вовсе отдана декоративно-прикладному искусству? - На Венецианской биеннале я водил группу зрителей, которые много чего видели, но хотят «вау». Хотя бы потому, что в силу социальных обстоятельств они окружены красивыми вещами. Эстетика биеннале им не всегда понятна, потому что там они видят депрессию, много тяжелой рефлексии. Альтернативой стал Дэмиен Хёрст. Огромная экспозиция, очень красивая, но специфическая, связана с эстетикой разложения и смерти. Непонятно: это все растет или умирает? Это органика или художественная форма? Мои экскурсанты наслаждались недолго. Хёрст гиперзрелищный и гламурный, но его «переели» быстро. Это две крайности современного искусства. Эта зрелищность позаимствована у эстрадных шоу, у блокбастеров. Например, такой эксперимент есть даже в Третьяковской галерее - ролики, которые транслируются в социальных сетях, собирают тысячи просмотров. Это апелляция к тому, что привычно зрителю - он это считывает, ему интересно.

- Вы к этому относитесь иронично?
- Я к этому отношусь нормально. Другое дело, что сама форма выставки происходит из художественно- промышленных выставок XIX века, где искусство и товары экспонировались на равных. Оттуда происходит эстетика подиумов, на которые устанавливается неважно что - это может быть обувь, а может быть скульптура. Эта специфика определяет качество искусства - оно должно цеплять, привлекать внимание зрителя, останавливать его, как это делает реклама.

На выставках используются также театральные эффекты. Например, драматическое освещение: мы гасим свет и пускаем мощный прожектор на вещь. Какая она? Да любая по большому счету. Этот свет очень часто убивает живопись - искажает восприятие, но производит впечатление на зрителя, у которого складывается ощущение, что он видит нечто очень значительное. В условиях ровного освещения видна живопись, в условиях драматического это уже не живопись, это что-то другое.

Выставочный формат я воспринимаю как неизбежное зло. Выставка - это очень искусственная ситуация, и существуют другие формы бытования и функционирования искусства. Скажем, в Голландии XVII века их не было совсем - искусство являлось частью быта и из мастерских поступало сразу в дома. Но в условиях капитализма искусство - это, конечно, выставка.

Многие предметы традиционного искусства не были искусством, они были предметами культа или быта. То, что мы называем эстетикой, обусловлено нашими критериями оценки их с точки зрения формы, цвета. Любая средневековая скульптура, все искусство Древнего Египта, которое из гробниц перекочевало в музей и принесло соответствующую энергию. А опция «искусство» часто обусловлена непониманием этих вещей: «Я ничего не понимаю, но форма хорошая». Это еще называют колониальной эстетикой: когда ты собрал вещи со всего мира и, не зная, для чего они, оцениваешь по форме и цвету.

Но рассуждения об искусстве сейчас растворены в рассуждениях о политике, экономике, социологии, психологии. Когда художники эпохи модерна говорили о том, что промышленный капитализм убьет искусство, выяснилось, в ХХ веке, что не убивает, но делает частью дизайна, жизни, больших процессов.

- Невозможно воспринимать современное искусство без посредника - его всегда сопровождает вступительное слово или аннотация. Можно ли обойтись без них?
- В традиционном искусстве это не менее серьезная проблема, чем в современном. Когда я прихожу в Венский музей истории искусств, то не сразу угадываю и половины сюжетов полотен.

В конце 60-х годов на Западе начала формироваться профессия менеджера, и «продвигатель» товара стал зарабатывать больше, чем его производитель. Это произошло потому, что художники пожертвовали частью своей свободы, чтобы пустить зрителя в процесс: «Вы - мои соавторы». Они боролись за демократию. И вдруг в ту зону, которую они открыли, вторглись кураторы, они наряду с галеристами и критиками почувствовали, что создают художественную ценность. Фигура художника обязательна в современных правилах игры, но иногда это только фигура. Кураторы объясняют работу, создают символический капитал вокруг нее, помещают в разные выставочные контексты - начинают, по сути, надувать мыльный пузырь. Как в экономике. Все это привело к тому, что в наше время произведения искусства начинают стоить чудовищных денег.

Когда я читаю лекции на эту тему, то задаю вопрос: «Что ценилось в ту или иную эпоху? Что было самым дорогим?» Это могли быть мощи, книги, в Голландии, например, ценились экзотические животные. То, что мы называем искусством, не стоило дорого. А сейчас это самая дорогая вещь, потому что никто не может объяснить его цены.

- Это, на ваш взгляд, не обосновано?
- Обосновано условиями экономики. Хёрст это хорошо показывает. Он инвестирует в произведения искусства - у них высокая себестоимость, но деньги, за которые он их продает, не идут ни в какое сравнение с себестоимостью. Художник показывает, что символический капитал может раздуваться до необъяснимо огромных размеров. Кто-то говорит, что современное искусство - это надувательство. Тогда назовите свою жизнь надувательством. Потому что вас обманывают везде - на вас зарабатывают. Хорошо это или плохо - это зеркало экономики. Проблема в том, что все считается на деньги. Нам сразу говорят, например, сколько денег потрачено на этот фильм. Искусство становится странным отражением этих процессов.

Вместо эпилога
- Когда зритель приходит в музей, чтобы приобщиться к шедевру, его взгляд садится на взгляды миллионов людей, которые видели его. Он приобщается к этой воображаемой общности. Когда я смотрю на известную старую картину, то понимаю, что она засижена этими взглядами как мухами. Все видят приблизительно одно и то же с разной степенью отчетливости. Хотя каждый втайне думает, что узрел что-то свое.

Справка «СГ»
кандидат искусствоведения, куратор, критик, главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи. Среди кураторских проектов в Государственной Третьяковской галерее: «Не игрушки?!» (2009), «Заложники пустоты» (2011), «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка» (2016).
Дата: 12 октября 2017 , 11:50
680
Автор текста: Маргарита Петрова
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
18 февраля 2018 , 15:28
268
В нашем издании прошел мастер-класс от чайного мастера Юрия Тишакова из клуба «Красный...
18 февраля 2018 , 14:26
549
15 февраля - Международной день детей, больных раком. 
18 февраля 2018 , 13:23
283
В феврале во всем мире отмечают День Святого Валентина, покровителя влюбленных. Этот праздник -...
18 февраля 2018 , 12:20
292
Несмотря на небезупречное прошлое и сложное настоящее, люди, оказавшиеся за решеткой, стараются...
18 февраля 2018 , 11:17
275
Во вторник, 13 февраля, в парке «Воронежские озера» прошел открытый турнир по...
18 февраля 2018 , 10:11
287
Это только кажется, что Грушинский фестиваль был в нашем городе всегда. В этом году Самара...
17 февраля 2018 , 16:38
624
В Самаре прошел митинг, организованный по инициативе депутата губдумы Михаила Матвеева.  
17 февраля 2018 , 14:40
430
Историю создают не только великие личности - полководцы, правители, государственные деятели,...
17 февраля 2018 , 13:35
462
Без чего не обходился ни один праздник на Руси? Без гармони. Играющий на ней всегда считался...
17 февраля 2018 , 13:08
508
На интерактивных экранах можно прочитать о защитниках Отечества, которые считались пропавшими...
Выбор читателей
Выбор редакции
В Самаре в столкновении четырех легковушек пострадали четыре человека
27 января 2018
2879
 
ДТП произошло в пятницу, 26 января, примерно в 20:30.
В Самарской области из-за метели столкнулись шесть автомобилей
5 февраля 2018
2674
  Авария произошла в понедельник, 5 февраля, около 8:00 в Волжском районе между поселками...
Где в Самаре установят камеры против нарушителей ПДД. Адреса
24 января 2018
2468
2
В пятницу, 26 января, состоится электронный аукцион на оказание услуг по предоставлению,...
В Самару поставили новые автобусы МАЗ из Белоруссии
13 февраля 2018
2448
Они начнут работать на маршрутах в дни Чемпионата мира по футболу.
В Самаре столкнулись 11 автомобилей
9 февраля 2018
2227
Авария произошла вечером в пятницу, 9 февраля.
В парках Самары работает Love-почта
7 февраля 2018
777
С ее помощью можно отправить валентинку.
В Самарской области четыре человека погибли в ДТП на трассе М-5
5 февраля 2018
744
Авария произошла вечером в понедельник, 5 февраля.
Баскетболисты «Самары» переиграли «Спартак-Приморье»
22 января 2018
440
В воскресенье, 21 января, идущая на втором месте в чемпионате Суперлиги «Самара» на...
На Московском шоссе тестируют информационные электронные табло для автомобилистов
22 января 2018
452
Они оповещают водителей о пробках, скорости движения и ДТП на дорогах.
Самарцы смогут узнать про двухтысячные купюры и пожаловаться на отказ в оплате мелочью
22 января 2018
337
В ближайшие дни в Управлении Роспотребнадзора по Самарской области будут работать...