Где ты, Александр Второй?

25.07.2012

66

Автор:

Где ты, Александр Второй?

Распилили, утопили, переплавили, закопали?

До сих пор неизвестна судьба памятника царю-Освободителю, стоявшего когда-то на Алексеевской (Революции) площади

Тайна исчезновения скульптуры императора до сих пор будоражит самарских историков. А это небольшое журналистское расследование мы провели с подачи известного архитектора Вагана Карка-рьяна. Мастер сам со своими учениками ищет следы Александра Второго.

ПОСТАВИЛИ ВСЕМ МИРОМ

Итак, почти 123 года назад в Самаре был открыт памятник российскому императору Александру Второму. Однако никто из присутствующих на том мероприятии горожан не мог предположить, что этому монументу суждено простоять меньше трех десятилетий. При этом до сих пор неизвестна судьба как скульптуры царя, так и окружавших его композиций.

— К царю-Освободителю в Самаре в то время было особое отношение. Еще в августе 1871 года он вместе с наследником престола Александром Александровичем и Великим князем Владимиром Александровичем посетил наш город. Тогда он положил первый камень во время закладки Кафедрального собора. Как только император стал уходить с площади, самарцы стали бросать ему под ноги свою верхнюю одежду, а женщины — платки. Все это потом хранилось как семейная реликвия, — рассказал главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки Александр Завальный.

Вскоре после убийства царя, в конце марта 1881-го, было решено увековечить его память. Был организован сбор средств. Кроме того, Самарская городская дума выделила 10 тысяч рублей. В общей сложности было собрано более 53 тысяч рублей, и в июле 1888-го в сквере на Алексеевской площади состоялась закладка по проекту известного скульптора Владимира Шервуда (автора памятника-часовни гренадерам-героям Плевны в Москве). 30 августа 1889 года в торжественной обстановке был открыт монумент.

По словам Александра Завального, на пьедестале возвышалась одиннадцатиметровая фигура царя в шинели. По бокам постамента были установлены скульптурные композиции-аллегории, рассказывающие о самых значительных событиях правления Александра Второго: реформы, замирение Кавказа, присоединение Средней Азии и освобождение Болгарии. Тем не менее простоять им пришлось недолго.

МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ…
После отречения Николая Второго по всей стране началась кампания по борьбе с любым проявлением царизма. Дело доходило до того, что даже с наград стали удалять монархические атрибуты. Однако обвинять в этом большевиков не следует. Во-первых, до конца лета 17-го они не имели веса. Во-вторых, таково было всеобщее умонастроение, к которому ленинская партия не имела никакого отношения. Затронуло антимонархическое поветрие и Самару, где памятник царю-кумиру пока на всякий случай заколотили досками. При этом мы только можем предположить, что сделано это было еще при Временном правительстве. По крайней мере, кроме фрагмента из романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» мы не располагаем никакими документами на сей счет.

12 апреля 18-го был издан декрет Совета народных комиссаров «О монументальной пропаганде», согласно которому «…памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера». Кроме того, комиссии из представителей наркоматов просвещения и имуществ республики поручалось определить, какие конкретно памятники должны быть демонтированы. Тем не менее, несмотря на ленинский декрет, снести монумент Александру Второму в Самаре тогда не успели. Вероятно, сказалась инертность местных властей, у которых и без того с избытком хватало иных забот. Лишь после вступления чехословацких легионеров в наш город царская скульптура была освобождена из плена. Однако в начале октября того же года на нее был опять водружен деревянный саркофаг. А вскоре царская скульптура с окружавшими ее композициями исчезли. 7 ноября 19-го на освободившийся пьедестал установили гипсовую статую рабочего, державшего в одной руке винтовку, а в другой — факел. Тем не менее ей довелось простоять еще меньше. Спустя восемь лет там был установлен памятник Ленину работы скульптора Манизера. В этой связи возникают два основных вопроса: когда именно произошел демонтаж и что потом стало с фигурой императора?

ПОТЕРЯВШИЙСЯ ВО ВРЕМЕНИ
Когда это могло произойти? К сожалению, ни в Самарском областном архиве социально-политической истории (бывший партархив), ни в Центральном государственном архиве Самарской области выяснить это не удалось. В имеющихся документах губкома РКП(б) (Российской коммунистической партии (большевиков), а также губисполкома какое-либо упоминание хотя бы о демонтаже отсутствует. Недавно прошла информация со ссылкой на номер «Приволжской правды» (орган губкома РКП (б) от 4 ноября 18-го о том, что на заседании в тот день принимались решения по памятникам губернии. Однако в описи 1-го фонда партархива (1917-1928 годы) никаких упоминаний об этом нет. Как, впрочем, не оказалось в наличии самого номера газеты. Нет, несмотря на упоминание в путеводителе, журнала дежурств горисполкома, где записывались происшествия и мало-мальски значимые события в Самаре. Что касается советской периодики того времени, то сохранившаяся подшивка газеты «Коммуна» (орган губкома, губревкома и губисполкома) начинается с начала августа 19-го. Нет никакой информации и в воспоминаниях тогдашнего председателя губревкома Алексея Галактионова.

Вряд ли эта информация закрыта, ибо свержение памятника царю для провинциальной Самары было бы великолепным шоу и местные власти не смогли бы отказаться от этого в пропагандистских целях. К тому же в любом случае скрыть от населения подобное мероприятие не удалось. Возможно, необходимые нам документы не сохранились исключительно по техническим причинам. Конечно, можно высказать гипотезу, что коммунисты в те далекие времена догадывались, что советская власть просуществует только до конца 1991-го, и сознательно подстроили пакость для ныне живущих, уничтожив документы, касающиеся судьбы монумента. Однако эта версия скорее всего будет фантасмагорической. Можно лишь надеяться на то, что информация найдется только в московских архивах, хотя бы в виде переписки самарских губ-кома и губревкома с Центром. В любом случае они были должны отчитаться о выполнении ленинского декрета.

В этой ситуации можно лишь высказать предположения. Вероятно, скульптуры убрали в промежуток времени с ноября 18-го по конец февраля 19-го. Этот период был относительно спокойным для самарских большевиков, и линия фронта находилась значительно восточнее нашей губернии. К тому же осенью 18-го, пока еще не забылся демократический террор Комуча, можно было прекрасно отыграться на памятнике. Впоследствии им будет не до хлопот с монументом: в марте в Ставропольском уезде вспыхнет антисоветское крестьянское восстание, а спустя месяц начнется наступление войск Колчака.

ГОЛОВА ИМПЕРАТОРА
Если говорить о том, что стало потом с царской скульптурой, то отсутствие каких-либо сведений породило немало версий.
По предположению краеведа Галины Рассохиной, бронзовую скульптуру царя весом свыше ста пудов сволокли к Волге и там же утопили. Есть и иные предположения.

— Как мне рассказали, в сквере возле оперного театра одно время был небольшой холм. Там якобы и находилась статуя царя. Или ее отдельные фрагменты, — поделился с «СГ» своими сведениями заслуженный архитектор России, член-корреспондент Академии архитектуры и строительных наук Ваган Каркарьян.

— По той информации, какой я располагаю, еще в 60-е годы голову императора видели в одном из подвалов бывшего Суворовского военного училища, — рассказал Александр Завальный.

Конечно, ненависть ко всему монархическому била в те времена через край, но так бездарно, нерационально и даже безрассудно распорядиться почти двумя тоннами дефицитнейшего сплава местные большевики вряд ли смогли. Конечно, сейчас весьма модно костерить их и обвинять во всем и вся, но вряд ли их можно обвинить в безалаберной трате лома цветмета. Не следует забывать о таком факте, что Советская Россия в тот момент была отрезана от всех сырьевых баз. С этим также согласен и Александр Завальный, считающий, что обезглавленную статую и скульптурные композиции попросту утилизировали, пустив в переработку. Если говорить о месте утилизации, то она могла произойти и на медно-чугуноли-тейном (будущем станкостроительном) заводе, расположенном рядом со Струковским садом. Его мощности вполне позволяли это сделать, да и везти от Алексеевской площади было не так уж и далеко. Впрочем, не лишена оснований гипотеза и о том, что императорскую статую и скульптурные композиции могли даже вывезти из Самары для утилизации в другой регион.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации