Два века с Верди

«А музыка, живя в природе, сама служителей находит»

Он провалился на экзамене в консерваторию. Но это не помешало ему стать великим композитором. 17 апреля Самарский оперный при поддержке областного минкульта открывает Неделю Джузеппе Верди. Шесть вечеров с гениальной музыкой и вокальными звездами России. Консультант проекта - Светлана Хумарьян.

«Сердце красавиц склонно к измене и перемене, как ветер мая». Песенка Герцога из оперы Верди «Риголетто». Хит. И таких хитов у итальянского композитора множество. Абсолютное большинство его опер, а их у Верди 26, это абсолютные хиты - второе столетие не сходят со сцены.

На сцене Самарской оперы звучат 82 года. Но потому лишь, что появилась у нас эта сцена в 1931-м. Открывались «Борисом Годуновым». Это - Мусоргский. Но в том же сезоне - сразу три вердиевских хита: «Травиата», «Риголетто», «Аида».

Он родился в 1813-м. В Ронколе. Деревушка в Италии. Мать - пряха. Отец торговал вином и полагал, что и сын должен сделаться трактирщиком, но...
Есть городок неподалеку от Ронколе. Буссето. Там в те поры преуспевал некий купец. Барецци. И Верди, школу окончив, трудился у него счетоводом. Но на беду родителей юноши, купец был большим любителем музыки. И не только не препятствовал музыкальным занятиям своего конторщика, но и всячески поощрял их, отлично понимая, что парень из тех, кто поцелован Богом. Больше того, убедил распорядителей буссетской «кассы вспомоществования нуждающимся» дать Верди денег на обучение в консерватории. И своих добавил. Консерватория отказала.

«Оставьте даже и мысль к нам поступить. Нет у вас никакого таланта», - сказала Верди Миланская консерватория. Теперь носит имя отвергнутого абитуриента. А тогда не взяла, посоветовав, если уж совсем невмоготу, брать уроки у городских музыкантов. И он смирился. Но однажды...

Задумало однажды филармоническое общество Милана порадовать себя и публику ораторией Гайдна. И члены собрались на репетицию. Все на местах. Кроме капельмейстера. Капельмейстера нет, нет и нет. Но в зале - Верди. Тощий, плохо одетый, мальчишка почти. Ну и предлагают ему заменить отсутствующего. Не очень, впрочем, веря в успех. И - культурный шок. Так хорош Верди в новом качестве. И вот уже дирижирует концертом. А в зале весь свет Милана. И все в восторге, и тотчас -второй концерт и первый заказ на оперу...

«Оберто», так эта опера называлась. Премьера, успех, новый заказ и... провал. Вторую оперу Верди, комическую, «Король на час», публика освистала.

Он начал писать эту оперу счастливым мужем и отцом двух малышей. А закончил человеком, потерявшим и детей, и жену. Умерли один за другим. По болезни. В течение нескольких месяцев. «Я был один! Один!.. - писал Верди. - И среди этих ужасных мук должен был закончить комическую оперу». Не закончить не мог - связывал контракт. И когда оперу освистали, решил: музыки более никакой.

Он решил, что с музыкой покончено, но у Неба были иные планы на его счет. Небо подсылает к нему импресарио, и тот хитростью заставляет Верди прочесть либретто Темистокле Солера. Библейское сказание о народе, страдающем под игом тирана, настолько перекликается с тем, что происходит в Италии, пытающейся освободиться от власти австрийских Габсбургов, что Верди тут же берется за оперу. «Набукко» («Навуходоносор»). Ла Скала рукоплещет. Через год - «Ломбардцы». И тут древняя история (рыцари освобождают Иерусалим от турок) воспринимается зрителем как парафраз событий, что разворачиваются в современной Верди Италии. Спектакли перерастают в политические демонстрации, и к концу 40-х Верди уже популярнейший композитор страны, а после смерти Доницетти и общепризнанный глава итальянской оперной школы.

13 опер за семь лет. И все пронизаны патриотическим пафосом и идеалами свободы, равенства, братства. На революцию 1848 года, которая начнется во Франции и захватит и Германию, и Австрию, и Венгрию, и Италию, откликнется героической оперой «Битва при Леньяно». И здесь сюжет исторический - разгром в 1176 году ломбардцами захватнической армии германского императора Фридриха Барбароссы. Но и тут ассоциации очевидны.

«Маэстро итальянской революции». Так будут называть композитора. И каждой новой работой он станет это свое звание подтверждать. Будет «обличать угнетателей, защищать угнетенных и вызывать ненависть к порядкам, порождающим социальную несправедливость».

Еще шесть опер. Среди них «Риголетто», «Травиата» и «Трубадур». В 1861-м закончит заказанную Мариинским театром «Силу судьбы»; в 1871-м - заказанную египетским правительством «Аиду» и... замолчит. Напишет струнный квартет. Реквием памяти друга - писателя Алессан-дро Мандзони. Но ни одной оперы. 16 лет. И вдруг...

Знаете, сколько было Тициану, когда тот написал «Оплакивание Христа» - лучшее из своих полотен? 86. А Павлову, когда он поставил точку в «Лекции о работе больших полушарий головного мозга»? 77. Толстому было за 70, когда Толстой окончил «Воскресение» и «Хаджи Мурата». Верди - 73, когда после шестнадцатилетнего молчания он представил на суд зрителя «Отелло». И 80, когда появился «Фальстаф». Чайковский полагал, что это вершины. «Есть в музыке такая сила, такая тягостная власть, что стоит под нее подпасть, и жизнь покажется красивой». Это Дольский. Александр Дольский. Поэт, актер Театра Аркадия Райкина, виртуозный гитарист... Да что я вам рассказываю. Кто на родине Грушинского фестиваля не знает Александра Дольского? И вот эти вот строчки, что вынесены в подзаголовок - «А музыка, живя в природе, сама служителей находит», - тоже его, Александра Александровича Дольского. Сына Александра Викторовича Дольского, легенды самарской оперной сцены 50-60-х годов.

Говорят, музыкальную одаренность Верди первым почувствовал слепой скрипач, что вечерами играл у трактира его отца. И убедил Верди-старшего отвести мальчишку к церковному органисту, чтоб тот обучил его нотной грамоте и игре на органе. Трактирщик отвел, и скоро маленький Джузеппе заменял учителя на церковных службах.

Отцом Дольского был сельский священник. И мальчишкой Дольский пел на клиросе. В театре начинал как рабочий сцены. Был артистом миманса, хора, танцевал в балете...

В Самару приехал оперным солистом. В 1949-м. Из Львова. Первый выход на сцену («Паяцы» Леонкавалло), и на театральной кассе появляется табличка «Все билеты проданы». На спектакли, где пел Дольский, билетов было не достать, а пел он... «Он вез, - как пишет в своем очерке о Дольском профессор Эрна Сэт, - весь репертуар драматического тенора. Пел едва ли не каждый день. Пел азартно, увлеченно, не щадя себя».

«Весь репертуар драматического тенора» - это десятки партий. И в том числе, разумеется, Верди. Эрнани («Эрнани»), Манрико («Трубадур»), Радамес («Аида»), Ричард Варвик («Бал-маскарад»), Герцог («Риголетто») и, конечно, «Отелло». Вершина композитора. И вершина исполнителя.

«Партия «Отелло», - писал Дольский об этой своей работе, - считается в мировой оперной табели самой трудной для тенора. Тяжка эта партия не высотой крайних нот, а тем, что в ней нет ни одной нейтральной ноты. Каждое слово, каждая фраза требуют «крови». Тут о красивом пении думать некогда - эмоции, страсти, физическое напряжение столь велики, что поглощают без остатка. Если, конечно, роль исполняет артист».

Дольский был не просто великолепным вокалистом. Он был высочайшей пробы актером. Тот самый тип, который только и принимал Верди.

Георгий Шебуев. Еще одна самарская звезда тех лет. На сцене драмы сияла. И есть фотография Шебуева, подаренная Дольскому. А на фотографии надпись: «Милый Александр Викторович! Я думал, что уже никогда не буду способен испытать минуты глубоких волнений в театре. Вы в сотрудничестве с почтенным старцем Верди подарили мне эти минуты. Спасибо вам за это. Куйбышев, июнь 1950 г.»

14 марта 2013-го Самарский оперный отмечал столетие Дольского. Верди - 200 лет. И Самарский оперный открывает свой Вердиевский фестиваль.

Шесть вечеров мы проведем с Верди. 17 апреля - «Травиата», 19 - «Риголетто», 21-го - «Аида», 23 - гала-концерт, 27 и 28 - «Трубадур».

«Трубадур» - это премьерный спектакль московского театра «Новая опера» (партию Манрико поет наш земляк - Михаил Губский). «Травиата», «Риголетто» и «Аида» - спектакли нашего театра. Но помимо самарских звезд - Дмитрия Крыжского, Ирины Янцевой, Ирины Крикуно-вой, Василия Святкина, Андрея Антонова, в этих спектаклях будут петь гости. Солист Мариинского театра Ахмед Агади, еолистки Театра Станиславского и Немировича-Данченко Мария Пахарь и Лариса Андреева, солист Дюссельдорфской оперы Борис Стаценко и внук Ирины Константиновны Архиповой приглашенный солист Большого театра Андрей Архипов.

«Травиатой», «Аидой» и «Верди-гала» дирижировать будет Александр Анисимов. «Риголетто» - Виктор Куликов.

Дата: 9 апреля 2013 , 12:46
1282
Автор текста: Светлана ВНУКОВА
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
17 января 2018 , 23:17
55
Вечером в среду, 17 января, на набережной Волги состоялось рабочее совещание, на котором...
17 января 2018 , 23:14
65
В среду, 17 января, в гостинице «Ренессанс» прошел торжественный вечер, посвященный...
17 января 2018 , 21:07
228
 
Пожар вспыхнул в среду, 17 января, в 15:33. Загорелась сушилка элеватора.
17 января 2018 , 16:27
201
По информации ООО УП «Самарадортранссигнал», электроснабжение на данных участках...
17 января 2018 , 14:56
201
В середине октября прошлого года самарский литературный музей объявил сбор экспонатов для музея...
17 января 2018 , 12:38
997
Это связано с оптимизацией маршрутной сети города и сокращением дублирования маршрутов...
17 января 2018 , 12:25
244
Российский сервис бронирования отелей Tvil.ru определил самые популярные у туристов города...
17 января 2018 , 12:14
492
В Самарской области за два года, с 2015 по 2017, произошло 70 столкновений машин с дикими...
17 января 2018 , 12:01
295
Прокуратура Красноярского района поддержала государственное обвинение по уголовному делу в...
Выбор читателей
Выбор редакции
Выйти замуж за иностранца. Берег турецкий
30 декабря 2017
4159
4
"Исповедь" бывшей жительницы Самары Екатерины Комаревцевой, в которой она объясняет,...
Глава Самары Елена Лапушкина о местном самоуправлении и активных самарцах
26 декабря 2017
2997
Минувшей весной был утвержден новый состав Совета при Президенте Российской Федерации по...
Киноизмышлизм. «Рубильник» - Игра в кино (17+)
8 января 2018
2872
После череды блокбастеров в кинотеатрах наступило временное затишье, и в целом это хорошо,...
Киноизмышлизм. «Чудо-женщина» - для самых маленьких (16+)
6 января 2018
2551
Несколько десятилетий в комиксовой индустрии идет жесточайшее противостоянии двух гигантов...
Киноизмышлизм. «Чужой: Завет» - как не нужно делать приквелы (18+)
4 января 2018
2521
1
Продолжаем вспоминать удачные и провальные кинопроекты прошлого года. Прежде чем...
Киноизмышлизм. «Рубильник» - Игра в кино (17+)
8 января 2018
2872
После череды блокбастеров в кинотеатрах наступило временное затишье, и в целом это хорошо,...
Киноизмышлизм. «Чудо-женщина» - для самых маленьких (16+)
6 января 2018
2551
Несколько десятилетий в комиксовой индустрии идет жесточайшее противостоянии двух гигантов...
Киноизмышлизм. «Чужой: Завет» - как не нужно делать приквелы (18+)
4 января 2018
2521
1
Продолжаем вспоминать удачные и провальные кинопроекты прошлого года. Прежде чем...
График работы транспорта в новогоднюю ночь
25 декабря 2017
1247
В ночь на 1 января в Самаре продлят работу автобусов, троллейбусов и трамваев. Задействуют 58...
В новогоднюю ночь за порядком будут следить более 250 полицейских
25 декабря 2017
980
Также в ночь с 31 декабря на 1 января будут работать сотрудники частных охранных организаций.