Дети хрущевской оттепели

05.07.2012

25

Автор:

Дети хрущевской оттепели

ГМК-62 отметил полувековой юбилей

В филиале Самарского художественного музея на улице Венцека прошла выставка, посвященная 50-летию первого городского молодежного клуба -ГМК-62. Экспозицию составили работы самарских художников — участников ГМК: Вениамина Клецеля, Нурхатима Бикуло-ва, Григория Коновалова, Вадима Сушко, Георгия Кикина.

Они и многие другие молодые художники, а также поэты, музыканты, фотографы и другие увлеченные молодые люди в далеком 1962 году создали первое в городе творческое объединение не по указке властей, а по зову души. Чтобы самим двигать культурный процесс в Самаре: организовывать выставки, концерты, поэтические вечера и дискуссии.

На открытии вспоминали о том, как много было сделано ГМК-62 для нашего города, к чему обязательно прибавляется слово «впервые». Впервые были организованы выступления Высоцкого в Куйбышеве в 1967 году, и для самого Владимира Семеновича концерт во Дворце спорта стал первым перед такой громадной аудиторией. Грушинский фестиваль и конкурс Дмитрия Кабалевского, первая выставка детского рисунка «Я вижу мир».

— Наш клуб — это было объединение творческих людей без всякой мысли о коммерции, на чистом энтузиазме. Но при этом пару раз нас пытались закрыть. Мы были как белые вороны. Порой, когда до открытия выставки оставалось несколько часов, Дети хрущевской оттепелиДети хрущевской оттепелипроходила партийная комиссия, тыкала пальцем в полотна и говорила: «Вот это снять и вот это, и еще вон ту картину». С формулировкой «неправильное отражение советской действительности, — вспоминает художник Вадим Сушко.

Например, его картину «Да здра…» комиссия запретила выставлять. На полотне был портрет маршала Советского Союза Михаила   Тухачевского. Герой Гражданской войны закрывал своим телом часть призывной надписи на транспаранте, на груди гимнастерки, словно пулевые отверстия, зияли дырки от многочисленных орденов. Напоминание о расстрелянном в застенках НКВД маршале было явно не к месту на выставке, и работу Сушко убрали, как говорится, от греха подальше.

В залах художественного музея можно было увидеть картины, созданные художниками в 70-80-е годы, есть и написанные уже недавно. Полотна того же Вадима Сушко 30-летней давности «Марш энтузиастов», «Запись добровольцев в РККА», Дети хрущевской оттепели«Низвержение» вроде бы явно «заточены» под официальный заказ, но сегодня в них видна и своя «фига в кармане». На этих картинах суровые рабочие и крестьяне, с отупленными лицами и пустыми глазами, словно зомби, надвигаются на зрителя, создавая жутковатое ощущение неодолимой разрушительной   силы «бунта бессмысленного и беспощадного». На стене напротив картины того же автора, но уже совсем другого характера — пейзажи и жанровые сценки сельской жизни. В соседнем зале зрители могли видеть философские графические пейзажи Георгия Кикина из серии, созданной после поездки по Соловкам, гравюры и графика Коновалова, живопись в стиле «ню» Нурхатима Бикулова и полотна в духе наивной живописи Венеамина Клецеля.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации