Аве Ирина!

14.02.2012

49

Автор: Светлана Внукова

Аве Ирина!

Новый масштабный культурный проект в Самаре

Они родились с разницей в 74 года, Самарская губерния и Ирина Архипова. Но в один день — 2 января. 27 марта в столице Самарской губернии родится фестиваль имени царицы русского вокала. I-й Международный оперный фестиваль Ирины Архиповой. О самой титулованной меццо-сопрано нашей страны и празднике музыки, что девять дней будет идти на сцене Самарского академического театра оперы и балета, рассказывает автор проекта Светлана Хумарьян.

— Слышала, на фестивале споет внук Архиповой. Это правда?
— В двух спектаклях. В «Риголетто» мы увидим Андрея Архипова в роли Спарафучиле, а в «Царской невесте» он исполнит партию Малюты Скуратова, которую исполняет в Большом, где более тридцати лет блистала Ирина Константиновна.

— При том что окончил-то Андрей Архипов институт электроники и математики.
— Сначала — институт электроники и математики. А потом — Московскую консерваторию и консерваторскую аспирантуру.

— То есть, повторил практически путь бабушки. Кто-то из журналистов спросил Ирину Константиновну: «Как вы пришли в музыку»? Она сказала: «Окончила архитектурный институт».
— Не просто окончила — работала по специальности. По проектам Архиповой построены и здание Финансовой академии в Москве на проспекте Мира, и химическая лаборатория МГУ, и жилые дома на Ярославском шоссе. Перспективы на этом поприще для нее открывались великолепные.

— Но и тут гены взяли свое.
— Семья мамы Ирины Константиновны отличалась певучестью. Дед так просто был божественно одарен. Могучий такой бас-баритон. Он из староверов Южной России. И Ирина Константиновна, думаю, не только вокальным талантом в него, но и характером. Это же надо было решиться, имея уже не только профессию, но и мужа, тоже архитектора, и сына, вдруг взять и круто поменять жизнь.

— Консерватория.
— Консерватория, аспирантура и в двадцать девять — дебют в Свердловской опере. Правда, сразу — ведущие партии: Любаша в «Царской невесте», Полина в «Пиковой даме», Амнерис в «Аиде», Кармен. И это был такой дебют, что ее тут же приглашают в Ленинград. И не успевает спеть Любашу там, как ей сообщают, что приказом Минкульта СССР она переведена в Большой. 1 марта должна быть в театре, а 1 апреля выйти к публике в роли Кармен.

— Вот я понять не могу, как так получилось? Ведь она после консерватории, которую блестяще, просто блестяще окончила, дважды пробовалась в Большой. И оба раза ей говорили: «Спасибо, нет». А тут — приказом, и сразу — в примы.
— Да будто бы кто-то из правительства услышал ее в концерте и удивился: «Почему не в Большом?» И 1 марта 1956-го она уже пела на одной сцене с Лисицианом, Анджапаридзе и Вишневской.

— А вот этот ее спектакль с Марио дель Монако… ?
— Это 59-й год.

— Успех, говорят, был ошеломительный. Москва гудела.
— Если бы только Москва. Шла же теле- и радиотрансляция на Европу. И уже через год «Кармен» Архиповой и Монако слушали в Неаполе и Риме. Ирина Константиновна, кстати, стала первой певицей из СССР, выступившей на родине бельканто. Вообще она часто оказывалась таким первопроходцем. Ее первую пригласили в Ла Скала, и она пела там в «Борисе Годунове» и «Хованщине» Мусоргского. Первой из наших исполнительниц вышла на сцену прославленного аргентинского театра «Колон». Первой взяла в Париже Гран-при «Золотого Орфея», разделив успех с Лучано Паваротти, который получил «Орфея» за лучшее исполнение мужской партии. Первой участвовала в лондонской постановке вердиевского «Трубадура». И, между прочим, пригласил ее Лукино Висконти, который ставил спектакль. А вообще она пела на всех главных сценах мира. «Гранд-опера», Ковент Гарден, опера Сан-Франциско, болонский театр «Комунале», античный амфитеатр в Оранже, где Ирина Константиновна выступала с Монсеррат Кабалье. А французские газеты после этого выступления писали: «Триумф Кабалье! Коронация Архиповой!» Ну и, конечно, репертуар у Ирины Константиновны был феноменальный. И не только оперный, но и камерный. А карьера беспрецедентно долгой. В «Метрополитен» она пела семидесятилетней. На сцену Большого выходила и в восемьдесят, и голос звучал мощно и молодо.

— Хотя в штате ГАБТа уже тогда не работала.
— Из штата она ушла в 86-м. И это тоже был с ее стороны поступок, проявление того самого характера, потому что петь-то продолжала. Но уже как приглашенная солистка, уступив место в театре молодым.

— О «крестниках» ее расскажите.
— Да почти все наши бриллианты, что сверкают нынче на мировых подмостках. Хворостовский, Бородина, Гулегина, Нетребко… Все они прошли через конкурсы Глинки и Чайковского, жюри которых до самого своего ухода из жизни в 2010-м году возглавляла Ирина Константиновна.

— А ведь и наши звезды, я имею в виду Антонова и Губского, лауреаты конкурса Глинки. И, что особенно приятно, лауреатами стали здесь, в Самаре. Он же в 97-м у нас проходил, этот конкурс?
— Проходил. И не случайно. Ирину Константиновну с нашим городом связывает давняя дружба. В 1972-м и 1992-м она пела в спектаклях Самарской оперы Любашу («Царская невеста» — Ред.) и графиню («Пиковая дама» — Ред.). В 1995- м и 2000-м у нас шел ее фестиваль «Ирина Архипова представляет», с участием вокалистов Все они прошли через конкурсы Глинки и Чайковского, жюри которых до самого своего ухода из жизни в 2010-м году возглавляла Ирина Константиновна.

— А ведь и наши звезды, я имею в виду Антонова и Губского, лауреаты конкурса Глинки. И, что особенно приятно, лауреатами стали здесь, в Самаре. Он же в 97-м у нас проходил, этот конкурс?
— Проходил. И не случайно. Ирину Константиновну с нашим городом связывает давняя дружба. В 1972-м и 1992-м она пела в спектаклях Самарской оперы Любашу («Царская невеста» — Ред.) и графиню («Пиковая дама» — Ред.). В 1995- м и 2000-м у нас шел ее фестиваль «Ирина Архипова представляет», с участием вокалистов мировой оперы. А в 1997-м, тут вы совершенно правы, Самара принимала XVII-й Международный конкурс им. Глинки. Таким образом, наш город стал первым из нестоличных городов, где этот конкурс проходил. И это право Самара себе завоевала многолетним проведением отборочных туров, которые дали путевку на конкурс и Ольге Бородиной, и Марине Мещеряковой, и Елене Зеленской, и Дмитрию Хворо-стовскому… А что касается 97-го, то тогда город принял около ста певцов. И солисты нашей оперы -бас Андрей Антонов и тенор Михаил Губский — разделили на этом конкурсе четвертую премию.

— А первая досталась…
— Двадцатилетнему Ильдару Абдразакову. И я помню сомнения жюри: слишком молод, неопытен. Но Ирина Константиновна настояла и, как всегда в таких случаях, оказалась права. После победы в Самаре последовала целая серия конкурсных побед. В том числе Гран-при конкурса Марии Каллас (Италия) и премия «Грэмми» за запись «Реквиема» Дж. Верди, который Ильдар исполнял вместе со своей супругой Ольгой Бородиной и такими звездами, как Барбара Фриттоли и Марио Дзеффири. Оегодня он солист Мариинского, Вашингтонского и Лондонского театров, театров «Колон», Ла Скала, «Метрополитен-опера». И, между прочим, открывать фестиваль Архиповой будет старший брат Ильдара Аскар. Аспирант Ирины Константиновны (она, знаете наверное, преподавала в Московской консерватории) и один из лучших Иоаннов в прославленном нашем спектакле («Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского, — Ред.). Аскар будет петь партию Кончака в опере «Князь Игорь». А в роли Кончаковны мы увидим мировую знаменитость, обладательницу редчайшего контральто Елену Зарембу.

— Что еще в афише?
— Премьера «Мадам Баттерфляй» в постановке швейцарца Дитера Мартина Кеге. «Риголетто» с солистом Дюссельдорфской оперы, лауреатом конкурсов Глинки, Чайковского и Каллас Борисом Стаценко. «Царская невеста», где Любашу будет петь солистка Большого театра Республики Беларусь и приглашенная солистка ГАБТа России, и опять же лауреат конкурса Глинки Оксана Волкова. И на закрытие — La Passione d Amor, «Страсть любви» — сцены и дуэты опер Беллини, Верди, Пуччини, Ма-сканьи в исполнении молодых, но очень интересных дарований Л. Андреевой, Е. Ковалевой, О. Терентьевой, М. Гореловой и Владислава Пьявко. Народного артиста Советского Союза, обладателя именной золотой медали, которую итальянцы вручили ему за исполнение сложнейшей теноровой партии в опере Масканьи «Гульельмо Ратклиф»…

— … и супруга Ирины Константиновны.

— И супруга, и одного из лучших сценических партнеров. Кармен и Хозе, Марфа и Андрей, Марина Мнишек и Самозванец, Амнерис и Радамес, Азучена и Манрико… Сценическое партнерство Архиповой и Пьявко украшало спектакли лучших театров мира.

— По «Культуре» шел фильм об Ирине Константиновне, и Пьявко там рассказывал, как ее Кармен ему жизнь перевернула. Курсантом военно-инженерного училища (тоже ведь вот судьба как водила) приехал в отпуск в Москву и именно в тот день, когда шел вот этот спектакль с Архиповой и Монако. И как-то удалось ему пробраться на галерку, и Ирина Константиновна его ослепила буквально, столько в ней было огня. И он окончательно понял, что его судьба — театр, но и представить себе не мог, что театром этим будет Большой, а примадонна Большого отдаст ему руку и сердце.

— Пьявко — удивительный человек и певец потрясающий — и сегодня продолжает начатое Ириной Константиновной дело: поддерживает молодых через Фонд Архиповой. И мы ему благодарны за доверие, которое он оказал Самаре, согласившись на то, чтобы фестиваль получил имя Ирины Константиновны.

— Я где-то читала, что цветоводы вывели новый сорт тюльпанов и дали ему имя Архиповой.

— Есть и тюльпан «Ирина», и планета Архипова. Малая планета №4424. Хотя Бэлза шутит, что это у астрономов Архипова — малая планета. А в искусстве она ЗВЕЗДА, большая звезда и ярко светит во славу Отечества.

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации