Ай да Пушкин!

24.03.2016

22

Автор:

Ай да Пушкин!

Известная сказка на сцене самарского театра

Александр Сергеевич Пушкин — один из самых музыкальных писателей. Огромное количество его произведений стали романсами и операми, симфоническими произведениями и музыкальными драмами, балетами и народными песнями. «Пушкиниана» Самарского академического театра оперы и балета пополнилась детской комической оперой «Ай да Балда!».

Для самарской сцены этот спектакль не новинка — он уже шел здесь в 80-х. Композитор Борис Кравченко не известен широкой публике, но благодаря вплетению в ткань оперы народных мелодий его музыка вызывает приятное чувство узнавания.

Небольшая по продолжительности опера с ярким, но неброским оформлением в лубочном стиле (художник Елена Соловьева), скоморошьими плясками и сказочным сюжетом подходит для похода в театр всей семьей. Маленькие зрители получат особенное удовольствие, если предварительно прочитать с ними «Сказку о Попе и о работнике его Балде». Детям будет проще понять сюжет, особенно учитывая некоторые «сюрпризы» — отступления от классического сюжета. Например, композитор вводит в либретто нового персонажа — Медведя, друга и помощника Балды. Главный герой даже оказывается включен в любовный треугольник — за его отношениями с Аленушкой (еще один новый персонаж) ревниво наблюдает Поповна, претендующая на внимание работника.

Режиссер Марина Шапки-на тоже по-иному расставила некоторые акценты: например, прочертила линию отношений Попенка с родителями, которые заняты только бесконечным учетом денег и не уделяют должного внимания уже взрослому сыну. В отличие от пушкинского повествования, эта сказка заканчивается не наказанием Попа и «укоризной» от Балды, а надеждой на счастливый финал и перерождение персонажей.

Ай да Пушкин!

КОММЕНТАРИЙ
Марина Шапкина,
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК:

• В произведениях Пушкина затронуты темы, которые будут актуальны всегда, он опережал время. Совсем просто было бы сделать историю о том, как умный работник — сильный Балда — победил глупого жадного Попа. Это лежит на поверхности: он сребролюбец и в конце получает по заслугам. Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы все было так однозначно. У него столько разных планов и пластов в произведении. Это же притча.
Поп здесь — обыкновенный человек, который подвержен страстям. В либретто, написанном самим композитором, нет ничего злого или карикатурного по отношению к этому персонажу. Я, разбирая это произведение, для себя решила так: эта опера не только о том, как глупый и жадный поп получил по заслугам. В произведении сошлось несколько тем. Герой оперы занят больше материальным, чем духовным. Другая тема — свобода. Поп на селе собирал подати. Плюс он еще занимается ростовщичеством. Ему все должны. Кроме Балды, он пришлый человек. Заключая с ним сделку, Поп решил, что принародное унижение — щелчки — это очень выгодно, потому что Балда будет работать бесплатно. С этого момента Поп несвободен. Мы предлагаем зрителям понять, что страшнее для Попа — само наказание или его ожидание?

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации