"Мы мобилизовали все свои силы". Ветеран - труженик тыла рассказывает об эвакуации и о работе авиазавода в годы войны

Местом приписки Государственного авиационного завода №1 была Москва. До начала Великой Отечественной войны здесь освоили выпуск самолетов И-1, И-2, И-3, И-15, И-153 «Чайка», Р-1, Р-5, МиГ-3. Но война продиктовала свой сценарий. Постановлением Государственного комитета обороны от 08.10.1941 года было приказано приступить к немедленной эвакуации завода №1 в Куйбышев и начать там размещение на площадке строящегося завода №122. За время Великой Отечественной предприятие выпустило 11863 самолета Ил-2 (из более чем 36 тыс. выпущенных в СССР), 1225 самолетов Ил-10, 3122 самолета МиГ-3. Из цехов выходило примерно по 15 самолетов в сутки: все для фронта, все для Победы.

Получил направление на восток

Об эвакуации, о работе в первые месяцы войны рассказывает ветеран ОАО «РКЦ «Прогресс» Григорий Львович Гринблат. Инженер, человек феноменальной памяти, в своем почтенном возрасте он оперирует множеством фактов, цифр. Они наверняка будут интересны читателям.

- 20 мая 1941 года к нам в институт - а учился я на Украине - приехал замминистра авиационной промышленности по кадрам. Отобрал нас, несколько студентов-дипломников, для работы на авиационных заводах. На выбор предложили Комсомольск-на-Амуре, Ташкент, Казань и Куйбышев. Я взял энциклопедию, изучил обстановку и решил: на Днепре жил, теперь надо пожить на Волге. 27 июня защитил диплом, а 29-го пришла телеграмма: немедленно выехать на завод по направлению.

До Куйбышева добирался 20 дней на перекладных: дороги забиты, транспорт переполнен. Приехал 20 июля, 21-го уже был в отделе кадров строящегося завода №122. По специальности я мастер сборочного цеха, а мне говорят: цеха-то еще нет, не достроен. Сначала направили в 19-й цех, там уже начинал разворачиваться эвакуированный из Смоленска 35-й завод. А потом - в лабораторию авиационных приборов. Там мне понравилось, мы очень заинтересованно за работу взялись. Рядом трудились не только заводчане, но и многие брошенные на производство ученые. И когда «мой» сборочный цех уже достроили и запустили, я все-таки решил остаться в лаборатории.

Принимаем москвичей

- В октябре стало известно, что к нам из Москвы едет эвакуированный авиационный завод №1. Наша лаборатория слилась с приехавшими московскими подразделениями.  

Когда москвичи приехали, в шестом корпусе стояли только стены, крыши еще не было. На строительство бросили массу заключенных, они по 12 - 16 часов там работали. А почти всех заводчан - и рабочих, и ИТР - направили на разгрузку прибывшего из Москвы оборудования. Нам досталось перемещать имущество пятого отдела. Помню огромные металлические листы, предстояло разгрузить целый вагон. Снимаем их, тяжеленные, перетаскиваем, а конца-края им все нет и
нет. Работали по 12 часов, а ведь  тогда с продуктами уже было тяжело, мы недоедали, и я почему-то часто вспоминал, как покупал огурцы по шесть копеек за килограмм в конце июля, когда только-только приехал в Куйбышев.

В отделе кадров нам, некуйбышевским, определили под жилье школу №1 на улице Степана Разина. Дали матрацы, мы их расстилали в коридоре. Там и москвичей много было. Потом меня переселили в общежитие итээровцев на проспекте Масленникова: заасфальтированный пол, 12 коек в комнате и вода в чашках за ночь замерзает, такой холод. А рабочие жили на втором этаже: в большом зале - 200 мест на двухэтажных нарах. В такой скученности пошел тиф, люди умирали.

Ездить на завод из общежития было далеко, и я такой выход нашел. У нас в лаборатории стояли коробки из-под оборудования. Я себе выбрал одну, место в уголочке, и там, в коробке, спал.

Разгрузкой прибывшего из Москвы оборудования мы занимались до конца октября.




























Парад и демонстрация трудящихся 7 ноября

- 7 ноября я был на демонстрации после знаменитого исторического парада на площади имени Куйбышева. Наша колонна заводчан стояла на Арцыбушевской в сторону Красноармейской. Когда подходили к площади, в скверике рассматривали зенитки, воспринимали их как символ нашей мощи. Очень сильный мороз был, и ветер, а мы ведь тогда к ранней холодной зиме подготовлены не были, согревались усилием воли. Когда пошли демонстранты, нас приветствовал с трибуны Ворошилов, а Калинина рядом уже не увидели.

Первые самолеты пошли!

- В ноябре начали работать в уже покрытых крышами цехах. Сначала выпускали по два МиГа в день. В нашем подразделении москвичей половина была с авиазавода, половина - из Московского авиационного института. Лаборатория в итоге у нас получилась мощная, сначала в составе 29 человек. Работали и работали, спать ложились и в час, и в два часа ночи, а в шесть уже подъем. Хлеба нам тогда выдавали по 800 граммов, но такой сырой, хоть воду из него выжимай. Ближе к весне на-
чалась повальная цинга. И как только пошла первая крапива, в свободное от работы время каждый должен был собрать по мешку. Из нее нам варили похлебки, понемногу с цингой справились.

В лаборатории мы проверяли приборы, которые устанавливались на МиГи. Потом завод начал выпускать Илы - и мы на них
перешли. Начинали тоже с выпуска двух Илов в день, потом делали и четыре в день, и семь. Когда в первый раз собрали 12, это был уже январь или февраль 1942 года. По 16 комплектов приборов мы делали в день в наших трудных, во многом еще примитивных условиях. Но задания выполняли, приборы для Илов освоили, решали все более сложные технические задачи.























С задачей справились


- Летом 1942 года стало уже полегче. Производство наладилось, да и с питанием обстановка чуть-чуть улучшилась. Мы выполняли главную задачу: выпуск все большего числа самолетов для фронта.

Нам в лаборатории приходилось дорабатывать много приборов, которые приходили с браком. Я тогда посчитал: только 20% были нормальными. Видимо, все то в дело пошло, что в мирное время отправляли бы в корзину. Поскольку людей не хватало, к нам прислали из воинской части прибористов. Они стояли только на ремонте.

В 1943 году еще больше полегчало. Мы стали брать огороды на месте, где позже выросли корпуса завода «Металлург». Я на своем наделе просо посадил. Как собрал, отнес его в крупорушку и получил 16 килограммов пшена. Целое богатство! Стали есть уже не один, а два раза в день.

Я, как и многие, переболел цингой. Витаминов-то никаких, а нагрузки огромные. И в этой обстановке еще об искусстве не забывали. В первом корпусе завода на втором этаже находилось большое помещение столовой, там у нас, заводчан, была встреча с Алексеем Толстым. И на спектакли прибывшего в эвакуацию в Куйбышев Большого театра нам билеты давали. Ехали на спектакли в своих гимнастерках и телогрейках, другой одежды не было. Ехали и с красотой, с творчеством встретиться, и еще одна мысль душу грела: в театральном буфете тогда на один билет можно было без карточек купить один бутерброд из 100 граммов хлеба и кусочка колбасы. Это же праздник настоящий!

Да, тяжелое было время. Смогли выдержать. Мобилизовали все свои силы. 

Дата: 27 ноября 2016 , 21:40
1528
Автор текста: Ирина Шабалина
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
Последнее из раздела Куйбышев - запасная столица
22 июля 2017 , 16:10
109
Его официальное открытие состоялось в субботу, 22 июля, на второй очереди набережной.
22 июля 2017 , 14:36
127
При этом правую часть моста закрыли на ремонт.
22 июля 2017 , 11:10
194
Мы продолжаем проект «Час пешком». Каждую субботу публикуем небольшие очерки о...
22 июля 2017 , 10:35
165
Об этом стало известно во время личного приема граждан главой Самары Олегом Фурсовым. На этот...
21 июля 2017 , 20:40
274
Причина - проведение ремонтных работ на Волжском шоссе  на участке примыкания к...
21 июля 2017 , 20:27
202
С 23 по 30 сентября в Самаре пройдет III Межрегиональный фестиваль «Волга...
21 июля 2017 , 20:22
257
Самарский аэропорт вошел в число лучших аэропортов планеты по качеству сервиса, получив четыре...
Выбор читателей
Выбор редакции
Ждать рейса из Самары в Анталью в Курумоче остались три пассажира
27 июня 2017
6876
3
Вылет изначально был запланирован на вторник, 27 июня, на 1:30 по местному времени из аэропорта...
Нового начальника областного главка Александра Винникова представили самарским полицейским
28 июня 2017
5506
Как ранее  писал  sgpress . ru , 55-летний  генерал-майор полиции...
Шквалистый ветер повалил в Самаре деревья и остановку
5 июля 2017
4611
3
В среду, 5 июля, во второй половине дня в городе поднялся сильный ветер.
В Самаре на выходных сохранится теплая погода, но снова пройдут дожди, возможен град
30 июня 2017
3480
1
В первые дни июля на погоду будут влиять циклонические вихри, которые принесут дожди, грозы и...
Объемные вещи, цветочный принт или сланцы с носками. Что из этого будет модно в Самаре этим летом?
30 июня 2017
1700
Любимое всеми время года уже наступает на пятки весне, поэтому магазины предлагают огромный...
Любой может стать автором имени обезьянки из Самарского зоопарка
26 июня 2017
622
1
Игрунка обыкновенная приехала из Пензенского зоопарка.
Самарские юниоры «взяли» 4 медали на первенстве России
26 июня 2017
463
В Саранске состоялось молодежное первенство России по легкой атлетике, в котором принимали...
Фонд капремонта объявил новые аукционы на получение кредитов для обновления фасадов к ЧМ-2018
26 июня 2017
589
Как ранее сообщал sgpress.ru, НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд...