Моторы победы. Эвакуированный из Москвы завод выпускал на новой площадке двигатели к самолетам, громившим фашистов

Самарскому предприятию ПАО «Кузнецов» вручен почетный памятный знак «Куйбышев - запасная столица». Так отмечен огромный вклад заводчан в победу в Великой Отечественной войне.

В октябре 1941 года предприятие было эвакуировано из Москвы в Куйбышев, на территорию строившегося завода №337. Строительство производственных площадок и ввод в эксплуатацию завода №24 им. Фрунзе курировало специально созданное в Куйбышеве Управление особого строительства НКВД СССР (Особстрой). На новой площадке в кратчайшие сроки наладили производство двигателей АМ-38, которое было начато еще в Москве для штурмовика Ил-2. А всего с 1941 по 1945 год завод №24 выпустил более 43 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф для самолета Ил-2, АМ-42 для Ил-10, АМ- 35А для МиГ-1 и МиГ-3 и ГАМ-34 для торпедных катеров и морских охотников.

Переброска на Волгу

На втором месяце войны на заводе был создан штаб по эвакуации. Проложили подъездные пути вдоль заводских корпусов, установили два мостовых крана. Кузнецы отковали несколько тысяч ломов и рычагов. Составили документацию для учета отгрузки оборудования, на каждом станке надписали номер цеха. Но то были лишь первые признаки возможной эвакуации. Отъезд вглубь страны стал реальным фактом ближе к октябрю.

8 октября Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации завода в Куйбышев, и 9 октября она началась. Необходимо было в кратчайшие сроки снять с места огромное предприятие, погрузить и перебросить его за тысячу километров, смонтировать и запустить производство. 14 октября первый эшелон с работниками за- вода был отправлен на восток.

Площадка на Безымянке

Моторостроительный завод №337 в Куйбышеве еще строился и должен был стать дублером завода №24. Нужно было в кратчайшие сроки подготовиться к приему нескольких эвакуированных предприятий и их коллективов. Завода №459 из Могилева, №452 из Днепропетровска, №181 из Ленинграда, а также №№103 и 108, которые начали прибывать с начала июля. За ними ждали москвичей.

Фрунзенцы добирались до Куйбышева кто в железнодорожных вагонах, кто в составе колонны из 24 автобусов, кто на баржах. Поздней ночью в двадцатых числах октября один из головных заводских эшелонов прибыл на станцию Куйбышев.

- В Москве уже начались бомбежки. Мы получили задание ехать в Куйбышев «в командировку на два месяца», - вспоминает Екатерина Васильевна Головина, ветеран завода, проработавшая на нем 41 год. - Собирались на скорую руку. Ехали в холодных вагонах. Я - в тоненьких перчаточках, варежек с собой не взяла. Семья наших заводчан варежки дала - до сих пор вспоминаю их добрым словом. Вот ведь как уезжали - думали, что совсем ненадолго. А пришлось четыре года работать для фронта, для Победы, безо всяких отпусков, с редкими выходными. И холода, и голода хлебнули. Карточки нам давали на мизерные порции питания, а мы и эти пайки старались приберечь, чтобы перед сном посытнее поесть. Соль в карманах носили, полижешь ее - и вроде чуть поел.

На Безымянской площадке составы с оборудованием подавали прямо во двор завода, где уже высились стены новых корпусов, а люди, прибывшие эшелонами, шли на перевалочные пункты, где им выписывали ордера на жилье. Огромные серые корпуса стояли без крыш, в строительных лесах, с зияющими проемами ворот и окон. Прибывшие сразу включались в работу.

Трудовой бой


27 ноября, проследив за отправкой последних эшелонов с оборудованием на новую площадку, прилетел директор завода Михаил Сергеевич Жезлов, который вместе с главным инженером Анатолием Александровичем Куинджи осмотрел корпуса и территорию. Был намечен график запуска основных цехов.

- Станки установили, а нам- то, пацанам, по 16 лет, многие не доросли до станков. Ящики себе подставляли, - рассказывает Алексей Николаевич Волчек, проработавший на заводе 45 лет. - Мы делали седла-кольца для моторов: резали долями, отправляли в термический цех для прокаливания. Молодые, энергии много, так и рвались в трудовой бой.

Продолжали достраивать здания, монтировать и запускать оборудование. А в это время цеха начали собирать детали, привезенные из Москвы. 3 декабря на митинге коллективу зачитали письмо Верховного главнокомандующего Сталина: советские авиастроители должны в самое ближайшее время противопоставить новому немецкому самолету свою более мощную машину, создание мотора для этого самолета поручено коллективу фрунзенцев. Предстояло сделать все «возможное и сверхвозможное», чтобы помочь Красной Армии.

Уже 25 декабря 1941 года прошло испытание первого двигателя АМ-38, собранного из узлов и деталей, привезенных из Москвы. Завод сдавал моторы для выпуска прославленных штурмовиков Ил-2. Но теперь предстояло не только восстановить «московский» вариант завода, но и решить целый ряд новых, более сложных задач.

Битва за Сталинград

Новая модификация штурмовика Ил-2 требовала более мощного мотора. Конструирование форсированного двигателя АМ- 38Ф подходило к концу, механическим цехам поручили изготовить опытные комплекты деталей и узлов. Как и зимой 1941-го, люди работали на пределе возможностей.

Когда немецкие дивизии прорвались к Волге, к Сталинграду, коллектив фрунзенцев встал на стахановскую вахту. На заводе появились десятки фронтовых бригад, получивших звания «сталинградских». Инструментальщики обучили триста молодых рабочих, более пятисот новичков прошли учебу в цехе клапанов. Почти у каждого кадрового рабочего в те дни было по восемь-десять учеников.

По воспоминаниям ветеранов центральной заводской лаборатории, с фронта на завод стали поступать моторы, поврежденные в воздушных боях. После ряда экспериментов была разработана и изготовлена компактная, удобная в работе установка для правки валов, которая легко перевозилась в кузове грузовиков и могла использоваться во фронтовых ремонтных мастерских. В заводской типографии отпечатали и разослали в мастерские на передовой технические инструкции. По этой технологии сотни моторов восстанавливались прямо у линии фронта.

Проработавшая на заводе 41 год Мария Сергеевна Бочкова пришла в цех прямо со школьной скамьи. И сегодня вспоминает, как давали им, девчатам, «металлическую нарезку» - болты, шурупы… Она подчеркивает:

- Такая ответственность у нас была воспитана, что мы, малоопытные, ни одной ошибки в сборке не допускали, ни одной бракованной детали не сделали.

Председатель заводского совета ветеранов Нина Васильевна Малкина говорит и о себе, и о многих десятках, сотнях заводчан тех давних военных лет:

- Нас завод воспитал, на ноги поставил. Я, например, из детского дома приехала, завод моим домом стал. И мы все отдали ему сполна - силы, энергию. Ничуть не жалеем. Потому что мы все вместе ковали Великую Победу.

Цифры

25 декабря 1941 года завод начал сдавать готовые двигатели для самолетов- штурмовиков Ил-2 - всего через два месяца после начала эвакуации.
43523 двигателя выпустил завод в общей сложности за годы войны.
3912 работников предприятия награждены орденами и медалями за период Великой Отечественной войны.
Дата: 8 октября 2016 , 12:34
2030
Автор текста: Марина Гринева
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
Последнее из раздела Куйбышев - запасная столица
17 декабря 2017 , 17:29
488
Как ранее писал sgpress.ru, из-за льда забился водозабор насосно-фильтровальной станции №2. 
17 декабря 2017 , 12:29
1067
По этой причине жителей Самары просят ограничить потребление воды.
17 декабря 2017 , 11:25
366
Пора определиться, где и как провести новогоднюю ночь. У жителей Самары множество вариантов - от...
16 декабря 2017 , 20:36
461
Французский гражданин Миша Румянцев обратился в Альянс Франсез Самара с просьбой помочь...
16 декабря 2017 , 14:02
526
Тема обманутых дольщиков находится на особом контроле у руководства страны и региона. 
16 декабря 2017 , 11:36
642
В Самаре официально заработали елочные базары.
16 декабря 2017 , 11:29
378
У Нового года много ритуалов. Например, «елочный». Добыть дерево, развесить...
16 декабря 2017 , 11:15
573
Вчера в Москве врио губернатора Дмитрий Азаров и генеральный директор госкорпорации...
15 декабря 2017 , 19:54
590
На кресло главы города претендуют уже 30 человек. К вечеру пятницы, 15 декабря, еще три...
15 декабря 2017 , 17:56
579
В пятницу, 15 декабря, заявки подали гендиректор ООО ЭкоСтройРесурс» Константин Ряднов,...
Выбор читателей
Выбор редакции
30 ноября 2017
5529
1
Трагический инцидент произошел в среду, 29 ноября, примерно в 20:00 в квартире дома в Кировском...
Под Самарой продолжаются поиски пассажиров перевернувшейся лодки
19 ноября 2017
3034
Напомним , ЧП произошло в субботу, 18 ноября. При пересечении русла Волги от правого берега в...
Своими глазами.
24 ноября 2017
2418
 
Вечером в субботу, 25 ноября, до старта Чемпионата мира 2018 года в России останется 200 дней....
Улица Аэродромная. Аэродрома нет, но улица осталась
19 ноября 2017
1965
2
Мы продолжаем проект «Час пешком». Каждую субботу публикуем небольшие очерки о...
На Волге в Самаре перевернулась лодка с тремя мужчинами на борту
19 ноября 2017
1863
Сообщение об опрокидывании металлической лодки с мотором в 100 метрах от берега Волги в районе...
Замгенпрокурора РФ провел в Самаре совещание по вопросам противодействия незаконной миграции
20 ноября 2017
1279
В нем принял участие врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров.
По праву наследования. Молодежное движение по-прежнему востребовано
7 декабря 2017
303
Общественные объединения и сегодня помогают юношам и девушкам выработать гражданскую позицию и...
В Железнодорожном районе Самары жители 15 домов остались без воды
11 декабря 2017
440
В понедельник, 11 декабря, на сетях ООО «Самарские коммунальные системы» произошла...
Бывшего прокурора Безенчукского района подозревают в «крышевании» самарских автостоянок
11 декабря 2017
515
В субботу, 9 декабря, по решению Самарского районного суда его арестовали до 8 февраля 2018...
Дорогу по Ново-Садовой на участке от Первомайской до Полевой не откроют до декабря
23 ноября 2017
931
Об этом сообщило министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области. По информации...