«Самарская газета» — о том, как в нашем городе образовалась община «Сурб Хач»

21.01.2017

310

Автор: Татьяна Гриднева

«Самарская газета» - о том, как в нашем городе образовалась община «Сурб Хач»

Самара на протяжении многих лет принимала армян, вынужденных покидать места своего проживания из-за военных конфликтов. Первые прибыли в наш город в середине XIX века. К этому же периоду относится и первое соответствующее документальное упоминание. По данным губернского Госархива, жителей армяно-григорианского вероисповедания в Самаре на 1897 г. было 77 человек (37 мужчин и 40 женщин), на 1899-й — 79.

Документы свидетельствуют

Во время Первой мировой войны бежавшим от погромов в Османской империи помогал Красный Крест, выдавая специальные паспорта и удостоверения. С этими документами армяне начали снова прибывать в Россию. Принимали их и в Самаре.

Здесь в начале XX века образовалось довольно крупное армянское сообщество, насчитывавшее помимо уже проживавших армян более тысячи беженцев. Встал вопрос о создании землячества. Но бурные события октября 1917 г. и начавшаяся гражданская война помешали его официальному оформлению.

Первая община

И все же задуманное удалось осуществить. Вскоре после освобождения Самары от белогвардейцев в октябре 1918 г. в городе начала действовать религиозная община «Святой Гевонд». Армяне добились разрешения у Самарского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов на открытие молитвенного дома армянской церкви, учредили свое церковно-приходское попечительство.

26 марта 1919 г. между членами армянской религиозной общины и заведующим комиссией по отделению церкви от государства был составлен договор на бесплатное и бессрочное пользование армянской религиозной общиной молитвенным домом по адресу ул. Садовая, 97. 15 марта 1922 г. здание было муниципализировано, о чем сохранилась запись в архиве этого района Самары. В то же время у общины изъяты ценности в ходе кампании по помощи голодающим.

Времена наступили суровые. Из-за голода в Поволжье многие армяне вынуждены были покинуть наш город. Согласно статистике 1926 г., их в Самаре насчитывалось только 239.

Начиная с 1929 г. богослужение в молитвенном доме армяно-григорианской церкви в Самаре практически не проводилось. Имущество и ценная утварь общины находились на хранении у старосты религиозной общины Тадевоса Мирзоянца, в его квартире на улице Садовой, 47.

А в июле 1929 г. первая армянская религиозная община в Самаре и вовсе прекратила свое существование. Материальные ценности и имущество бывшего молитвенного дома армяно-григорианской церкви изъяли и передали в административный отдел Самарского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Конечно, много армян прибывало в Куйбышев в советское время на работу и на учебу. Были они и среди эвакуированных в «запасную столицу» во время Великой Отечественной войны. Но вопрос о создании армянской общины в нашем городе больше не ставился.

Возрождение землячества

После катастрофического землетрясения в Армении 1988 г., войны в Нагорном Карабахе, событий в Баку и Сумгаите Куйбышев принял новый большой поток переселенцев армянского происхождения. Здесь опять была создана городская армянская община, руководителем которой стал Валерий Осипян. Первостепенной целью организации стало оказание помощи вынужденным переселенцам из зоны землетрясения и беженцам. Прибывающим в наш город оказали большую материальную и организационную помощь. Более ста семей, пострадавших от трагического землетрясения, обеспечили жильем. Выполнив свою основную миссию помощи соотечественникам, община закончила свою деятельность.

«Самарская газета» - о том, как в нашем городе образовалась община «Сурб Хач»

Однако в 1995 г. был создан оргкомитет по восстановлению армянской общины в Самаре. Приняли решение о создании Самарской областной армянской организации и Самарской религиозной организации Армянской апостольской церкви, которые в сентябре 1995 г. зарегистрированы управлением юстиции по Самарской области. Руководителем избран Артур Мартиросян.

И культура, и просветительство

Сегодня в области постоянно живут и трудятся более 20 тысяч армян. Их областная организация занимается сохранением национальной идентичности, культуры и языка. В школах города созданы армянские национальные классы. Ребята изучают родной язык и литературу, историю, искусство. Для них действует и спортивный комплекс «Звартноц». Армянская община ведет большую культурно-просветительскую деятельность, в частности, устраивает выставки произведений мастеров изобразительного искусства. Во Дворце культуры на площади им. Кирова проходят концерты, музыкальные фестивали, фольклорные праздники, выступления молодежных ансамблей.

«Самарская газета» - о том, как в нашем городе образовалась община «Сурб Хач»

Религиозная организация «Сурб Хач» (Святой Крест) объединяет верующих. В 1998 г. выделен земельный участок в размере 0,42 га в районе Оврага Подпольщиков для строительства Армянской апостольской церкви «Сурб Хач». В октябре 1999 г. главой Российской епархии Армянской апостольской церкви архиепископом Тираном была освящена земля и заложен первый камень. Авторами здания церкви Святого Креста стали архитекторы Ваган Каркарьян и Эрик Мкртчян.

«Самарская газета» - о том, как в нашем городе образовалась община «Сурб Хач»

«Самарская газета» - о том, как в нашем городе образовалась община «Сурб Хач»

В 2001 г. в Самаре был проведен ряд мероприятий, посвященных 1700-летию христианства как государственной религии Армении. В рамках празднования этого события и в честь дружбы между нашими народами Русской православной и Армянской апостольской церквями установлен памятник «Хачкар» (крест- камень) на территории комплекса «Сурб Хач».

Еще один крест-памятник был возведен в 2015 году, в год 100-летия геноцида армян. Это событие было отмечено в нашем городе чередой памятных мероприятий.

Артур Мартиросян и члены общины продолжают изучать историю самарских армян. По материалам их исследований и написана эта статья.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации